В июне 1948 г. английская газета "Дейли Мейл" опубликовала материал о продаже отечественных ТРД СССР "Продажа пятидесяти моторов фирмы "Роллс-Ройс" помогает "красным ученым".
В нем она говорила, что мощь русской реактивной авиации растет. Их уже несколько сотен и их количество продолжает расти. Общее число около 500.
Оценка была более чем точной.
В 1950 г. в небе воюющей Кореи появились новые советские истребители МиГ-15 с нелицензионной копией английских двигателей фирмы "Роллс-Ройс", поначалу это было неизвестно.
Американцам пришлось для противодействия им перебрасывать свои новейшие истребители "Сейбр".
Но ради того, чтобы не рушить Атлантический Союз решили отрицать утверждения собственного конгрессмена Брауна заявившего, что после осмотра сбитого МиГ-15 двигатель оказался копией английского.
Ранние советские двигатели делались на основе стремительно устаревающих трофейных немецких, попытка привлечения немецких ученых результата не дала, их не хотели допускать к секретным работам по советским двигателям.
Летом 1946 г. советский торговый представитель в Англии сообщил о возможности приобретения мощных турбореактивных двигателей "Дервент V" и "Нин-1" фирмы "Роллс-Ройс".
Яковлев так вспоминал об этой идее:
"Мы с Хруничевым доложили о том, что главное для нас — это быстрейшее создание собственного реактивного двигателя. С этой точки зрения немецкие двигатели ЮМО и БМВ, хотя и устаревшие и совершенно неперспективные, могут быть все же полезны для накопления опыта полетов на первых наших реактивных самолетах. Их следует использовать как двигатели переходного периода, до отработки отечественных реактивных двигателей, работа над которыми в то время развертывалась полным ходом.
Мы внесли также предложение о необходимости закупки реактивных двигателей "Дервент" и "Нин". В отличие от двигателей с многоступенчатыми осевыми компрессорами, эти — с центробежными компрессорами — были конструктивно проще и проявили себя с самой лучшей стороны в эксплуатации.
Сталин очень удивился такому, как он считал, наивному предложению:
— Какой же дурак станет продавать свои секреты!
Но я разъяснил, что "Нин" и "Дервент" уже несекретны, широко рекламируются в печати и лицензии на их производство проданы ряду стран англичанами".
Да и правительство Англии не препятствовало. Наоборот, левый президент торговой палаты Крипсс был активным сторонником СССР. премьер-министр Эттли одобрил продажу двигателей.
Американцы негодовали еще тогда, англичане сослались на свое плохое экономическое состояние.
17 июня 1946 г. вышло постановление Совета министров, разрешавшее Минавиапрому закупить в Англии по десять двигателей каждого типа.
В СССР решили строить английские копии без лицензии. 6 января 1948 г. министр авиапрома Хруничев доложил Сталину, что заводы № 45 и 500 должны были скопировать двигатели "Нин-1" и "Дервент V".
Первые двигатели сделали 30 - 31 декабря 1948 г. "Нин-1" назвали РД-45
(тяга 2150 кгс) "Дервент V" - РД-500 (тяга 1630 кгс).
О копировании прознали англичане и предъявили СССР иск по поводу незаконного копирования их двигателей. Но советские ТРД были немного другими, советские специалисты для увеличения тяги "Нина" расширили воздушные каналы в нем, увеличив расход воздуха. Представители фирмы вернулись домой с ничем.
Как видим никакого "хитрого плана" не было, двигатели купили вполне буднично.
Другое дело, что уровень советского моторостроения стал достаточно высок, чтобы скопировать иностранные ТРД.
Спасибо за прочтение.