Найти тему
Горы. Камни. Люди

Очарованный камнем

Урал умеет пленять души людей. Синеющие вдали горные кряжи зовут искателей приключений, многовековые загадки и тайны занимают лучшие умы, а самоцветные богатства так и манят прикоснуться к ним.

Одним из таких людей, очарованных Уралом, был Григорий Георгиевич Китаев. Его предки когда-то вольно или невольно связали свою жизнь с горным делом. С тех пор из поколения в поколение в семье Китаевых передавалась неизбывная тяга к камню.

Григорий Георгиевич Китаев за работой. 1960-е годы. Фотография из открытых источников
Григорий Георгиевич Китаев за работой. 1960-е годы. Фотография из открытых источников

Григорий Георгиевич Китаев родился 29 октября 1889 года в Миассе. Он был старшим сыном в многодетной семье. Мальчик рос любознательным, обладал замечательной памятью и развитой смекалкой. Его отец работал на местных золотых приисках. С детства каждый будний день маленький Гриша неизменно отправлялся с отцом на прииски, а в выходные бродил вместе с ним по горам и увалам, дивясь богатствам Урала. С двенадцати лет Григорий Китаев и сам начал работать на золотых приисках в районе Миасса, в то время принадлежавших промышленникам Рязановым и Козицыным: сначала трудился промывальщиком на вышгерде, вскоре стал десятником.

К 1908 году Китаев перебрался в Екатеринбург, где помогал горному технику Евгению Никитичу Короткову подбирать минералы для музейных коллекций Уральского общества любителей естествознания. Именно этот талантливый химик-минералог зародил в душе молодого человека страсть к коллекционированию камней. Судьба ещё не раз забрасывала молодого Григория Китаева на Южный Урал: до начала Первой мировой войны он успел поработать на хромитовых рудниках под Учалами, принять участие в нескольких геологоразведочных экспедициях в Ильменские горы.

С рабочими на руднике. Снимок сделан еще до революции. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015
С рабочими на руднике. Снимок сделан еще до революции. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015

Григорий Георгиевич Китаев участвовал в Первой мировой войне. К сожалению, об этом периоде его жизни почти ничего неизвестно. В 1918 году он уже вновь работал на Урале, вместе с горным инженером Борисом Владимировичем Дидковским собирал коллекцию уральских минералов, которую впоследствии отправили в подарок самому Ленину. Долгое время эта коллекция экспонировалась в Центральном музее В.И. Ленина в Москве.

Вскоре Григорий Китаев был назначен заведующим самоцветными копями Мурзинки и Адуя. На рудниках “самоцветного пояса” он познакомился с академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом. С тех пор между ним и Китаевым установились теплые, товарищеские отношения. Приезжая на Урал, Ферсман непременно навещал Китаева, чтобы посмотреть на его новые находки и услышать из первых уст свежие новости. Среди других добрых товарищей Китаева того времени был и Модест Онисимович Клер, талантливый профессор Уральского горного института, о котором я уже писал в статье об истории УОЛЕ.

Китаев внес большой вклад в открытие богатств Вишнёвых гор
Китаев внес большой вклад в открытие богатств Вишнёвых гор

Китаев принял активное участие в восстановлении Малышевских изумрудных копей под Екатеринбургом, пришедших в запустение за годы разрухи, которая царила по всей стране в первые годы становления советской власти. Под его руководством началась разработка Липовского месторождения турмалинов под Режью. Там Китаев обратил внимание на местные грунтовые воды, которые выделяли пузырьки некоего газа. Оказалось, что вода содержит радон. Впоследствии Китаев составил карту радоновых родников Липовки и ныне считается первооткрывателем Липовского месторождения радоновых вод.

В 1926 году Китаев был направлен в Вишнёвые горы для разведки месторождений полевого шпата. В те годы в качественном полевом шпате остро нуждались предприятия, на которых делали фарфоровые изоляторы для тех самых "лампочек Ильича". Необходимое сырьё долгое время закупали за границей. Благодаря Китаеву в Вишневых горах началась разработка месторождений, в последующие годы выдавших более 500 тысяч пудов высококачественного полевошпатного сырья.

Надгробие Анри Барбюса, выполненное из уральского родонита. Фотография из открытых источников
Надгробие Анри Барбюса, выполненное из уральского родонита. Фотография из открытых источников

В первой половине 30-х годов из Москвы пришло распоряжение: срочно необходимо изготовить на гранильной фабрике в Екатеринбурге памятник-надгробие французскому коммунисту, революционеру и писателю Анри Барбюсу. Выполнить его следовало из уральского нежно-розового родонита. Китаев отправился на старинное месторождение в окрестностях деревни Малое Седельниково. На полузаброшенном ещё с конца XIX века руднике им были найдены несколько крупных глыб высококачественного родонита. Памятник Барбюсу был изготовлен в срок и торжественно доставлен во Францию.

В 30-х годах, пожалуй, ни одно крупное месторождение на Среднем Урале не разрабатывалось без участия Китаева. Он налаживал работы на только что созданном Шабровском тальковом комбинате, разведывал месторождения корунда по берегам озера Иртяш, изучал мраморные жилы под Верхним Уфалеем. Несколько раз бывал Китаев и в более дальних командировках – работал начальником геологоразведочных партий в Мончетундре, в Хибинах и в Архангельской области.

Огромная жеода бурого железняка перед зданием УГГУ
Огромная жеода бурого железняка перед зданием УГГУ

К геологической выставке, которую запланировали провести в Свердловске в 1936 году, Китаев решил доставить в город огромную жеоду лимонита с Бакальского месторождения. Удивительно, но глыбу весом более 10 тонн привезли с Южного Урала на лошадиных подводах. До сих пор её можно увидеть перед зданием Уральского горного университета.

В тяжелые военные годы страна как никогда остро нуждалась в новых месторождениях полезных ископаемых. Китаев на месяцы уходил в уральскую тайгу с геологическими партиями, самоотверженно работал с рассвета до темноты, зачастую впроголодь.

Григорий Китаев в Свердловске. 1936 год. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015
Григорий Китаев в Свердловске. 1936 год. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015

После войны Китаев долгое время заведовал заготовкой минералов для производства учебных наглядных пособий, расходившихся по всем школам СССР. Несколько поколений школьников выросли, изучая на уроках естествознания минералы, прошедшие через руки Григория Георгиевича.

При его участии была создана Геологическая аллея в Историческом сквере Екатеринбурга. Образцы горных пород, представленные на ней, демонстрируют всё разнообразие и богатство уральских недр. В создание аллеи Григорий Георгиевич буквально вложил душу: рылся в глубинах памяти, вспоминал, на каких месторождениях встречал достойные образцы, руководил их доставкой в столицу Урала.

Геологическая аллея в Историческом сквере Екатеринбурга
Геологическая аллея в Историческом сквере Екатеринбурга

Григорий Георгиевич Китаев и его жена Вера Николаевна воспитали шестерых детей – четырех сыновей и двух дочерей. Все они в той или иной степени пошли по стопам отца, продолжая традиции династии уральских горщиков. Игорь и Аскольд Китаевы закончили Свердловское художественное ремесленное училище: Игорь стал резчиком по камню, а Аскольд – огранщиком самоцветных камней. Юрий Китаев в годы Великой Отечественной войны был тяжело ранен на фронте, частично потерял зрение, вернулся на Урал и стал буровым мастером в Сысертской геологоразведочной партии. Елизавета Китаева получила специальность геофизика, долгое время работала в геологических партиях под Нижним Тагилом. А Людмила Китаева стала преподавателем труда в средней школе.

Григорий Георгиевич Китаев в 1970 году. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015
Григорий Георгиевич Китаев в 1970 году. По материалам журнала "Уральский следопыт", №01/2015

Позднее Игорь Григорьевич Китаев вспоминал:

"В детстве, помню, каждое лето ездили мы за камнями. Всей семьей: с отцом, матерью, братьями, сестрёнкой Лизой, её подругами. Запряжём лошадь, сядем в телегу, домик складной с собой возьмём, корову Таньку привяжем к оглобле, собака Плутон бежит рядом. Обед варим на костре, печём блины... А когда идём пешком, каждый что-нибудь несёт: кто палатку, кто кастрюльку, кто сковородку. Ищем камни в отвалах. Найдем интересный бежим к маме: "Мама, смотри, это циркон?". Отец с братом Юрием более ценные образцы отыскивали”.

Необычно сложилась судьба старшего сына уральского горщика, Георгия Китаева. В годы войны он был ранен и попал в немецкий плен. Но не пал духом: сумел сбежать из концентрационного лагеря Лендернау и присоединился к Французскому сопротивлению. Жорж, как его называли сами французы, до конца войны командовал взводом партизан. После войны во французском Аржентоне в его честь даже назвали улицу. А уральцам он запомнился прежде всего как толковый начальник геологоразведочной партии на Слюдоруднике.

Григорий Георгиевич Китаев умер в 1971 году и похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге. Но память о знаменитом горщике живёт до сих пор. В каменных глыбах на Геологической аллее в самом сердце Екатеринбурга, в образцах минералов, украшающих коллекции музеев, вузов и школ, в разрабатываемых и поныне месторождениях, давших стране десятки тысяч тонн промышленного сырья, ценных руд и поделочного камня.