История основана на реальных событиях пересказанных автору его хорошим другом. Но все имена вымышленные, так как автор их давно забыл.
- Сейчас в стране бардак, но рано или поздно он закончится, пройдут годы и что ты будешь делать? – вещала Андрею бабушка. – Вот фасуешь ты крупы на дядю, он тебе конечно платит живые деньги, а потом? О пенсии сейчас думать надо.
- Да я до той пенсии может и не доживу, - буркнул Андрей, подобные беседы ему категорически не нравились.
- Может нет, а может да, - стояла на своем бабушка. - Устраивайся официально, на нормальную работу. Здоровый молодой мужик и бабским делом занят. Тьфу…
Андрей смотрел на перспективы будущей пенсии скептически, но понимал, старших надо слушать, хочешь ты того или нет. Поэтому стал подыскивать работу через объявления в местной «брехаловке». Должностей банкиров или директоров не предлагалось, в основном требовались грузчики и сторожа. Менять теплый склад с крупой на работу грузчиком не хотелось, от того процесс поиска работы затянулся. Но кто ищет - тот найдет. В очередном номере газеты наткнулся Андрей на интересное объявление «Организация Химмонтаж тринадцать набирает рабочих по специальностям: сварщик шестого разряда, слесарь монтажник от третьего разряда…»
- Химмонтаж тринадцать… - Андрей «покатал» на языке название. – Тринадцать, это должно быть весело. Попробуем…
Организация находилась не только на другом конце города, но в некотором роде, даже за ним. Потратив полтора часа на дорогу, Андрей уже засомневался в своем решении, если так каждый день туда и обратно кататься, времени на жизнь не останется. Но уж коли приехал, решил сходить в отдел кадров.
На проходной обнаружилась старушка-охранник, которая не только не стала проверять у Андрея документы, но охотно объяснила как пройти в контору. Кадровичка, так же в возрасте с той лишь разницей, что на первый взгляд тянула на «столбовую дворянку»: замысловатая прическа из множество завитков и башенок, огромные жемчужные бусы и строгий макияж нагнали на Андрея страху.
- Слушаю вас, молодой человек, - бархатным тоном произнесла «дворянка».
- Я по объявлению, на работу устраиваться, - робко пискнул Андрей.
- Очень хорошо, - прическа кивнула, Андрею даже показалось, что она, прическа, живет своей жизнью, отдельно от головы владелицы. – Проходите, присаживайтесь. Какая у вас специальность? Где работали до этого?
- Да у меня, в общем то, нет специальности, - замялся Андрей. – Закончил сельскохозяйственный техникум, работал экспедитором, потом фасовщиком на складе. Вот… И то, неофициально.
- Понятно, - спокойно ответила «дворянка». – В армии служили?
- На флоте.
- Очень хорошо, можем предложить вам вакансию слесаря монтажника по железобетонным конструкциям второго разряда. Оклад миллион триста. Согласны?
- Да…
Написав заявление и получив направление на медкомиссию, Андрей выкатился на свежий воздух и потряс головой:
- Какой слесарь?! Каких там конструкций?! Что это вообще такое?! Гипноз какой-то…
Через неделю Андрей ехал на новую работу, благо объект, на который его определили, в отличии от самой организации, находился гораздо ближе - в центре города. Выйдя на нужной остановке трамвая, он вспомнил наставления мастера: «Выйдешь на первой проходной, перейдешь железнодорожные пути, а там увидишь вагончики около желтых труб». Так и оказалось. Недостроенный газопровод, выложенный на бетонные сваи, «бросался» в глаза издалека.
У двух бытовок курили шестеро мужчин разного возраста. Подойдя к ним, Андрей спросил:
- Здравствуйте, а где мне найти, - достал бумажку, - Шахназарова Тимура Раисовича?
- Уже нашел, - ответил седовласый башкир лет шестидесяти. – К нам в бригаду?
- Да, слесарем-монтажником.
- Разряд?
- Второй.
- Великолепный разряд, - Тимур Раисович раздраженно сплюнул под ноги. – И что ты умеешь делать?
- Что скажете, то и умею, - нагло ответил Андрей. Встреча ему не понравилась.
- Семеныч! – обратился Тимур Раисович к совсем уж древнему старцу в толстых очках. – Погляди, какая борзая молодежь пошла!
- Чего ты до парня докопался раньше времени, - спокойно ответил Семеныч. – Можно подумать к нам очередь стоит. Пусть переодевается, а там поглядим, чего он умеет…
Когда Андрей вышел из бытовки, где ему выделили место, Тимур Раисович вручил ему защитный щиток во все лицо и взмахом руки пригласил следовать за ним.
- Вот эта труба диаметром семьсот миллиметров, или просто «семисотка», - начал объяснять Тимур Раисович. – Твоя задача подготовить стык к сварке. Ты «болгаркой» когда-нибудь работал?
- Нет.
- Кто бы сомневался, - вздохнул бригадир. – Показываю, запоминай. Нужно снять фаску под углом в сорок пять градусов, вот здесь, сточить по верху ржавчину и краску, так же изнутри, а еще оставить два миллиметра в толщину по краю, одень щиток. - Тимур Раисович включил огромную «болгарку» и в три приема, секунд за десять, обработал участок трубы сантиметров в двадцать-двадцать пять. – Теперь ты.
Андрей принял инструмент и мысленно содрогнулся, «болгарка» весила килограмм семь, а то и больше, ворочать такой восемь часов к ряду, то еще удовольствие. А когда он ее включил и подавно едва не выронил, тут же выключив. Бригадир молча курил, наблюдая за его действиями.
«Да ладно, справлюсь» - подумал Андрей, надежнее перехватывая рукоятки, вновь нажал клавишу пуска, постоял привыкая и прикидывая как получше «пристроить» бешено вращающийся диск к трубе и начал пилить. На такой же участок трубы у него ушла пара минут. После чего он выключил «болгарку» и оглянулся на бригадира. Оказалось, за это время к нему присоединился Семеныч.
«Приемная комиссия» долго осматривала результаты труда Андрея, затем Тимур Раисович спросил Семеныча:
- Берешь?
- Беру, - кивнул тот и обратился к Андрею. – Ты точно в первый раз «болгарку» в руки взял?
- Зачем мне врать?
- Мало ли зачем? – хмыкнул Тимур Раисович. – Значит так, это твой сварщик, он у тебя начальник, делаешь все, что скажет… Тебя, кстати, как звать?
- Андрей.
- Хорошо, ко мне можно обращаться Раисович, к нему, Семеныч. Все работай, как здесь сделал, так теперь по всему радиусу…
Работать слесарем при сварщике оказалось делом непростым. Семеныч, как паспортист, ничего тяжелее пачки электродов и держака в руки не брал и Андрею, кроме работы «болгаркой» приходилось таскать тяжеленные кабеля, собирать и разбирать леса, и выполнять другие мелкие поручения. Первую неделю, приходя с работы домой, Андрей дрожащими руками, расплескивая из ложки суп, ел и падал спать, затем привык и работа уже не казалась такой тяжелой.
Маленькая бригада состояла из трех сварщиков и трех же слесарей и бригадира, который выполнял обязанности газорезчика и слесаря. Каждая двойка за смену успевала сделать полтора-два стыка, но труба уверенно «ползла» к своей цели – городской ТЭЦ.
На седьмой день, в пятницу, Андрей как обычно, переодевшись уже собрался разматывать сварочные кабеля, как его остановил Семеныч:
- Не спеши, к нам дефектоскопист едет, полдня будем на солнышке пузо греть.
Минут через двадцать на стройку приехал «Газон» с серой будкой на бортах которой красовались зловещие знаки «радиация». Бригада снялась с «насиженного» места и ушла метров на триста вдоль трубы где и в самом деле, сняв рубахи, разлеглась на спецовках загорать.
- А что он делает? – спросил Андрей Семеныча, кивнув в сторону хмурого мужчины у свежепостроенного края трубы.
- Швы рентгеном светить будет, - пояснил Семеныч. – А потом «подарки» раздавать, - увидев непонимание Андрея, пояснил более доходчиво. – В шве не должно быть пор, газопровод-то высокого давления, если найдет поры, брак, придется резать и варить по новой, а это время, расходы… Кстати, сейчас и узнаем какой из тебя слесарь…
Из четырнадцати швов, сваренных Семенычем, только на одном обнаружился брак. Андрей испугался, что ему влетит, но вместо нагоняя Семеныч, хлопнул его по плечу:
- Молодец, с прежним слесарем в половине швов «дыры» оставались, выпили этот участок, порка в «корне», переварим…
Когда дефектоскопист подписал акт приемки, Семеныч вооружившись молотком, пошел вдоль трубы клеймя все швы подряд.
- Это же не наш шов, - заметил Андрей.
- Это Коля варил, у него четвертый разряд, клейма нет, - пояснил Семеныч.
- А как же он работает? – удивился Андрей.
- А ты как? – вопросом на вопрос ответил Семеныч. – Времена сейчас такие, все банкирами да юристами хотят быть, а работать некому. А у таких, как вы с Колькой, талант есть, а разряда нет…
конец
Читать другие посты автора - здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).