Найти тему
смотри, что мы нашли

Как стать маркетологом в Амстердаме. Часть 1

Настя Золотуева окончила менеджмент в питерской Вышке в 2019 году, и сразу после него поступила на магистратуру в Нидерландах со стипендией на обучение. Сейчас Настя работает маркетологом в Амстердаме. В 1 части интервью мы расскажем о прошлом в России и поступлении в Амстердам.

Настя, привет! Расскажи немного о себе.

Я родилась в Иркутске и училась в Лицее ИГУ, благодаря которому смогла хорошо сдать ЕГЭ и поступить в Питерскую Вышку по стипендии. Я всегда любила что-то организовывать и везде участвовать, поэтому и в Вышке я состояла в разных студенческих клубах.

Интересно, что всю свою жизнь бессознательно я всегда выходила из зоны комфорта. Когда я перешла из обычной школы в лицей, я намеренно пошла в лингво-математический класс, потому что очень плохо знала языки. Потом, когда надо было выбирать, куда поступать, я выбрала Менеджмент в Вышке. Я знала, что нужно будет выступать с презентациями перед аудиторией, участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение, а все это я делать боялась. Далее, я столкнулась с тем, что даже с хорошим уровнем английского, я все равно чувствовала языковой барьер. Сначала формулировала текст в голове, а потом уже говорила. И что я сделала? Поступила заграницу на магистратуру. Мне кажется, что этот подход во многом помог мне в жизни. Так что теперь я его использую сознательно. Каждый раз, когда мы выходим из зоны комфорта, мы получаем много полезных навыков и узнаем себя больше.

Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva
Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva

Какая у тебя была мечта в детстве?

Когда мне было 5-6 лет, я хотела быть секретаршей. Носить документы на каблуках по офису и знать всех сотрудников. Конечно, потом это видение изменилось, когда я узнала, как много интересных профессий в этом мире. Наверное, у меня не было точной цели в детстве, но я знала, что хочу делать что-то такое, чтобы другие говорили: “Этот вопрос только к Анастасии, она в этом эксперт.”

Теперь о Нидерландах. Как ты нашла эту магистратуру?

У меня была целая стратегия. Во-первых, я посетила 2 международных ярмарки университетов в Петербурге, где узнала про многие университеты. Там можно поговорить с представителями этих университетов, задать все вопросы, очень удобно! Кроме того, они там рассказывают про стипендии и скидки, что на многих сайтах написано не особо понятно. Главным критерием выбора магистратуры для меня была возможность получения 100% покрытие стоимости обучения.

Главным инструментом поиска магистратур для меня был QS Education Ranking (https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020). Там можно смотреть рейтинг университета по стране и по определенной программе. Я вбила “Marketing” и стала читать про каждый университет. VU по моей программе маркетинга – лучший университет в Нидерландах, есть 100% стипендия, которую можно выиграть. Поэтому мой выбор пал на этот университет.

Я подала в 3 университета: 2 в Великобритании и 1 в Нидерландах. За каждую подачу документов за границей необходимо платить, поэтому я не могла подать в большое количество мест. Не уверена, какие цены сейчас, но тогда это было 100 евро за подачу вроде бы. В 2-х университетах я получила максимальную стипендию, но так как проживание в Нидерландах чуть-чуть дешевле, чем в Великобритании, я выбрала Нидерланды.Конкурсы на стипендию очень большие. Конкретно на мою стипендию конкурс был 700 человек на место (https://masters.vu.nl/en/international/scholarships она называется VUFP).

Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva
Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva

Расскажи немного об учебе в Голландии. Учиться сложнее или легче? Есть какие-то отличия от учебы в вышке?

Я училась в Vrije Universiteit Amsterdam на программе MSc Marketing (https://masters.vu.nl/en/programmes/marketing/index.aspx). Это одногодичная магистратура, специализированная на Digital Marketing. В Амстердаме 2 главных университета: VU (мой) и UvA. И между ними соревнование, как между Питерской Вышкой и СПбГУ. Мой университет, конечно же, лучше, как я считаю (улыбается).

В отличие от учебы в Вышке, тут за 8 недель вы проходите только 2 предмета, затем в следующие 8 недель два других, и так далее. В последние месяцы обучения вы пишите диссертации, других предметов одновременно с диссертацией нет. Я помню, как в Вышке 3-й модуль казался вечностью, а тут я не успевала оглядываться, как летело время. Задают очень много всего, много групповых проектов, много туров в компании, открытых лекций. У меня было заполнено все время. И это невероятно круто! Потому что каждый день ты чувствуешь, что сделала много-много всего, и и это дает положительные эмоции.

Я в восторге от своей магистратуры! Во-первых, программа составлена очень четко. Вы идете от Consumer Behavior, каких-то азов маркетинга и поднимаетесь потом в Digital, в аналитику покупателей, в различные методы исследования.

Самое большое отличие от учебы в вышке - это вовлеченность преподавателей. Каждый преподаватель тут очень много вкладывает в студента, у них у всех горят глаза, они часами могу рассказывать о своем предмете. Каждый предмет построен как на теории, так и на конкретном бизнес кейсе, где вы как раз и применяете теорию. Иногда на семинаре присутствует представитель компании, и они не просто сидят, а дают обратную связь. Для меня было большим шоком, когда к нам в свое рабочее время пришли менеджеры туристической компании Tui, прослушали все наши презентации, и каждому дали фидбек не как студенту, а как профессионалу.

Тут нет автоматов - все нужно сдавать и учить. Так как я обучаюсь на Masters of Science, то моя мага построена на академической литературе. Все, что мы делаем, мы базируем на академических статьях. За 8 недель нужно прочитать от 12 до 20 академических статей, и для самого экзамена их нужно выучить наизусть. В первый раз мне было очень тяжело. На экзамене тебя не просто спрашивают, что было написано в статье, а просят сравнить их. Спрашивают, как вы видите, смотрит ли этот автор критически на гипотезу другого автора, почему он так думает, какие аргументы он приводит. По-моему, магистратура очень хорошо учит тебя критически мыслить и анализировать все происходящие с тобой ситуации. Я могу сказать, что все экзамены на порядок сложнее, чем в вышке, но при этом я до сих пор помню все, что я читала для экзамена. В вышке, как только я выходила с экзамена, то тут же все забывала.

Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva
Фото из инстаграма Насти: @n.zolotueva

Расскажи немного о своих однокурсниках.

На магистратуру здесь обычно не сразу идут после бакалавриата, а берут какой-то перерыв. В это время идут работать, чтобы поискать себя и найти именно то, в каком направлении им нужна магистратура. А я пошла на магистратуру сразу после бакалавриата, что является более российской фишкой. Из-за этого на программе меня все называли бейби, потому что на период обучения мне был 21 год, а практически всем ребятам с моей программы по 25-27. У моих однокурсников очень много профессионального опыта, ребята - монстры, в хорошем смысле слова! Они работали на очень известные компании, Nike, Adidas, Vodafone, Loreal, и так далее. Кто-то даже уже по ротации переехал из одной страны в другую, прошел волонтерские стажировки, кто-то побывал в Африке, кто-то в Южной Америке. Все очень разные и с разным опытом, из-за чего с ними очень интересно работать в группе, потому что каждый привносит что-то новое.

Что тебе помогло поступить?

Основное - это амбициозность и желание попасть в магистратуру заграницу. Думаю, это желание было у меня еще со старших классов, и поскольку в вышке я очень много общалась с иностранными студентами, они все меня очень сильно заряжали тем, что да, надо ехать по обмену, нужно пытаться куда-то прорываться. Когда ты сам кидаешь себя в абсолютно незнакомую среду - это опыт, который по-другому ты никак и не получишь. Я приехала в Амстердам, в котором до этого никогда не была, я не знала голландский язык, я не знала никого, и все это безумно мотивировало что-то делать. Думаю, в вышке в целом у нас тоже очень амбициозные ребята, и система ценностей уже мотивирует людей всем этим заниматься.

Также написание мотивационного письма - это ключ ко всему. Оно должно быть кристаллом! Я переписывала его около 20 раз, и давала его перечитывать очень многим людям: менеджерам на работе, своим друзьям, профессорам, людям из международного офиса. Я довела его до идеального формата, и только тогда уже отправила в университет, и выиграла стипендию благодаря ему. Еще надо не бояться - я очень боялась поступать, так как у меня не было опыта обмена. Но ведь если ты не попробуешь - то упускаешь возможность. Пробуйте, пытайтесь, и возможно все получится!

Конец 1 части.

Во второй части вы узнаете больше о том, как ей удалось найти работу в период пандемии и полезные лайфхаки, которые помогут вам не только поступить за рубеж, но и просто по-новому взглянуть на мир.

Найти Настю в Instagram можно по ссылке: @n.zolotueva

Наш телеграм-канал с вакансиями для студентов и образовательными возможностями: @lookwhatwefound