Найти тему
ROCK-N-ART

1984 - Свердловский андеграунд или Пороховой погреб уральского рока

Оглавление

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ПОРОХНИ (1960-2020 гг.)

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры

Познакомились мы с Леонидом Порохнёй, когда я учился в Свердловском архитектурном институте курсе на четвертом. Он в это время уже успел поучиться на философском факультете УрГУ, отчислился оттуда и работал в полуподвальной столярке университета. Мы сошлись, конечно же, на любви к рок-музыке. Это было после 1981 года, когда у нас в Архитектурном институте уже прошел знаменитый первый уральский рок-фестиваль. В Архитектурном институте осела тогда группа Урфин Джюс под предводительством Александра Пантыкина, а в университете – группа Трек. И у нас было что обсудить с Леней.

Урфин Джюс и Трек
Урфин Джюс и Трек

Само собой выяснилось, что я рисую, а он пишет. У нас, естественно, возник взаимный творческий магнетизм. Так в университете, благодаря Лене, прошли две первые в моей жизни персональные выставки, которые он сам организовал, застеклив и развесив работы, и даже книгу отзывов завел. Это, наверное, самые главные выставки в моей жизни, потому что именно после них у меня появилась уверенность в своих творческих силах.

А. Коротич. "Персонажи" - серия работ с первой персональной выставки в УрГУ
А. Коротич. "Персонажи" - серия работ с первой персональной выставки в УрГУ

А потом его сделали ответственным за университетский телерадиоцентр. Это была студия в том же подвале, которая занималась внутренним вещанием, из неё транслировали учебные передачи. Леня сидел за столом в небольшой, узкой, как пенал, комнатке с пультом, в углу стояло продавленное до пола кресло и несколько разноколиберных стульев, а за стеклом – собственно студия.

Алексей Могилевский в подвале ТСО.
Алексей Могилевский в подвале ТСО.

Лёня казался, вместе со всем этим набором мебели и техники, естественной и обязательной частью обстановки, словно он был тут всегда, и собирался до скончания дней меланхолично шлифовать крохотным ножичком край длинной столешницы.

Лёня вдохновлял меня своим поэтическим обликом: слева - эскиз для портрета, который я ему подарил на 24-летие, а справа - библейский образ Леонида-мученика, которого начальник ТСО то и дело ругал за посторонних лиц (в смысле - нас) в помещении и облака табачного дыма, висящие под потолком. Работы 1984 г.
Лёня вдохновлял меня своим поэтическим обликом: слева - эскиз для портрета, который я ему подарил на 24-летие, а справа - библейский образ Леонида-мученика, которого начальник ТСО то и дело ругал за посторонних лиц (в смысле - нас) в помещении и облака табачного дыма, висящие под потолком. Работы 1984 г.

Но именно здесь происходило все самое интересное, потому что сюда стали заходить Могилевский, Кормильцев, Егор Белкин, Пантыкин, Настя Полева… Здесь, в узком пенальчике, при попустительстве Леонида Порохни наша рок-тусовка искрила идеями и строила планы по захвату мира. Какая-то магнетическая аура придавала помещению, где он сидел, несомненно волшебный характер. Кого бы из музыкантов вы ни спросили: "Где встречаемся?", ответ был один: «В подвале у Порохни». Как только у меня появлялся свободный час, я, не задумываясь, шел к Лёне.

В студии ТСО Уральского Государственного университета им. А. М. Горького: в клетчатой рубашке спиной сидит Дмитрий Тарик, Справа - Леонид Порохня, ближе с бас-гитарой предположительно Дмитрий Умецкий. За головой Лёни виден тот самый легендарный прибор, который произвёл революцию в свердловской рок-звукозаписи
В студии ТСО Уральского Государственного университета им. А. М. Горького: в клетчатой рубашке спиной сидит Дмитрий Тарик, Справа - Леонид Порохня, ближе с бас-гитарой предположительно Дмитрий Умецкий. За головой Лёни виден тот самый легендарный прибор, который произвёл революцию в свердловской рок-звукозаписи

Появление в Лёнином подсведомственном помещениии портостудии SONY, которую приобрёл Кормильцев за какую-то астрономическую сумму, вынутую из семейного бюджета, навсегда изменило всё. Тусовочное пространство превратилось в настоящую звукозаписывающую студию, его неторопливая дневная жизнь была не более чем ожиданием ночи, когда сквозь полуподвальное окно, словно призраки в отдел ТСО вползали будущие рок-звёзды России.

Виктор "Пиня" Резников (Р-Клуб) записывает звук в тон-зале универстиетской телестудии. Через окно видно затылки Л. Порохни и Д. Тарика
Виктор "Пиня" Резников (Р-Клуб) записывает звук в тон-зале универстиетской телестудии. Через окно видно затылки Л. Порохни и Д. Тарика

Мы хорошо знаем имена Вячеслава Бутусова, Насти Полевой, Егора Белкина, Алексея Моглевского, группы ЧАЙФ и многих других, кто, пройдя через этот волшебный подвал, обрёл опыт, творческую мощь и заслуженную славу. Но мне бы хотелось заметить, что гервую скрипку в тайных шабашах звукозаписи играл, конечно же, Лёня Порохня. Он фонтанировал новаторскими техническими решениями, деликатно гасил трения между музыкантами и колдовал со звуком, что позволяло создавать альбомы эффективно и результативно.

Аспирант МАРХИ Александр Коротич, ок 1989 г.
Аспирант МАРХИ Александр Коротич, ок 1989 г.

В 1986 году я из Лёнькиного подвала убыл в очную аспирантуру Московского архитектурного института, где за три года отсутствия успел пропустить всё самое интересное, что происходило в Свердловске-Екатеринбурге: и образование Свердловского рок-клуба, и фестивали, на которых восходили новые звёзды уральской рок-сцены. Но иногда, благодаря другу Лёне, я мог восстановить некоторые пробелы.

Так однажды, он поздним вечером объявился в общаге МАРХИ, торжествующе потрясая компакт-кассетой. "Что это, Бэрримор?" - поинтересовался я. "Это запись, котрая навсегда изменит русский рок - Наутилус Помпилиус, "Разлука". Впервые в Москве!" Я, заразившись от него адреналином, разыскал где-то кассетник и собрал в рабочей комнате десяток полусонных студентов и аспирантов, пообещав им, что этот день они запомнт до конца жизни, и, затаив дыхание, нажал "play"...

Когда альбом закончился, публика молча расползлась по комнатам в полном недоумении. Вот так иногда проходят воистину исторические события.

-9

Слушать альбом: Nautilus Pompilius - "Разлука"

(Продолжение следует).

Начало всего читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART