Найти тему

Проблема 2017

Оглавление

Автор текста:

Дмитрий Иванов

Место издания:

Время Че: альтер-капитализм в XXI ве­ке. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012

Проблема 2017

Если проблема экономической актуальности герильеризма Че уже практически решена с возникновением тенденций альтер-капитализма, то проблема политической актуальности его партизанской философии остро встанет в момент очередного кризиса капитализма. Альтер-капитализм существует сейчас как набор альтернативных, «теневых», «антиобщественных» и «подрывных» тенденций, как alter ego господствующего глэм-капитализма. Но он сможет быстро разрастись и институционализироваться в ситуации совпадения во времени очередного циклического кризиса перепроизводства, кризиса социальной и политической лояльности новых поколений маргинальных буржуа и кризиса политического управления и контроля. Ближайшее время, когда такая комбинация кризисных тенденций может возникнуть, — вторая половина второго десятилетия XXI в. Назревает проблема 2017 г. К 2017 г., юбилейному для революционной волны, начавшейся в России и прошедшей через Германию и Венгрию, нынешние тренды в «низах», «верхах» и в экономике могут привести к тому, что вместе сойдутся экономический, политический и культурный кризисы, вполне предсказуемые по срокам, но неожиданные по своей болезненности.

Проблема «двадцать-семнадцать» — это проблема возникновения новой революционной ситуации, в которой могут оказаться сразу несколько стран с растущими экономиками и остановившимися в развитии политическими режимами. Весьма вероятная революционная волна в период 2015—2020 гг. актуализирует некоторые из идей Че, что безусловно приведет к общему оживлению интереса и к нему самому и к его опыту революционера.

Проблема «двадцать-семнадцать» складывается из трех главных кризисов:

1) кризис перепроизводства гламура в начале понижательной волны 5-го Кондратьевского цикла;

2) кризис средств легитимации режима в клиентском обществе;

3) кризис массовой культуры, созданной поколением бэби-бумеров.

1. Кризисы перепроизводства в мировой экономике регулярно происходят каждые 8—10 лет. Например, в 2000 г. был кризис перепроизводства ожиданий, когда лопнул «пузырь» на казавшемся столь многообещающим рынке акций «доткомов», т. е. Интернет-компаний, инвесторы которых так и не дождались не только прибылей, но даже внятной бизнес-модели. В 2008 г. был кризис перепроизводства доверия, когда лопнул «пузырь» на рынке деривативов — бумаг, ценность которых создавалась инвесторами, доверявшими надежности американского механизма ипотечных кредитов, безответственно раздававшихся в гигантских масштабах как раз в расчете на последующие доходы от выпуска деривативов. Нетрудно рассчитать, что очередной цикл «кризис — депрессия — оживление — бум — кризис» подойдет к фазе лопнувшего «пузыря» как раз в 2016—2017 гг. После кризиса ожиданий и кризиса доверия следующим может стать кризис желаний.

Капитализм начала XXI в. — это глэм-капитализм, где «большая пятерка» и «горячая десятка» гламура воплощают в нынешнем обществе потребления абсолютный объект желания и обладают максимальным стоимостным потенциалом. Поэтому не выглядит парадоксом то, что даже в непростых для мировой экономики условиях последних 2—3 лет глэм-индустрии роскоши, гостеприимства, развлечений «для взрослых», моды, красоты, а также коммуникационных гаджетов и сетевых ресурсов растут в среднем быстрее, чем традиционные отрасли. Опережающие темпы роста гламуроемких производств стимулируют инвестиционный бум, который в ближайшие годы будет как раз в тех бизнесах, индустриях, кластерах и регионах, где обеспечат наиболее эффективную имплантацию гламура в товары, организационные структуры и финансовые инструменты. Там же и начнется кризис перепроизводства, который повлечет за собой банкротства, массовые увольнения, невыплаты по кредитам, резкое падение уровня потребления, воспринимаемое увольняемыми работниками гламурно-промышленного комплекса как «обострение нужды выше обычного». Реальное же обострение нужды ощутят те, кто работает в «сырьевом секторе» глэм-капитализма, а сырьем для создания трендов служат бренды, без перепроизводства которых невозможно начать конкурентную гонку за трендовой составляющей добавленной стоимости. А для брендов сырьем служат продукты, которые являются лишь «полуфабрикатами» собственно товаров, чья стоимость зависит от тех образов и символических благ, что создаются специалистами по брендингу, рекламе и PR. В самом низу этой «пищевой пирамиды» глэм-капитализма оказываются производители энергоносителей, материалов, сельскохозяйственных продуктов, которые не позаботились о создании на базе своих производств сильных брендов и тем более трендов.

Перепроизводство гламура по-разному скажется на странах-производителях брендов и трендов (таких, как США и Западная Европа), странах-поставщиках промышленной продукции (таких, как Китай), служащих источником «полуфабрикатов» для гламуроемких производств, и странах-поставщиках сырья (таких, как Россия). В глобальной экономике «гибель» в США или Европе одной «акулы» глэм-капитализма (имеется в виду банкротство транснационального держателя ультрамодных брендов) приведет к массовому «вымиранию» офисного и фабричного «планктона» в Китае, Индии и, разумеется, России, где начнутся остановки производств и увольнения работников в промышленном и сырьевом секторах.

Кризис перепроизводства к 2017 г. будет более тяжелым, чем кризисы предыдущих тридцати лет. К такому прогнозу подталкивает статистика последних десятилетий, которая показывает, что относительно благополучное развитие мировой экономики в 1990-х и 2000-х гг. пришлось на фазу высокой конъюнктуры, которую теперь сменяет фаза понижения (примерно на 20—25 лет). Характерные для капиталистической экономики большие циклы конъюнктуры длиной примерно в 50 лет открыл еще в 1920-х гг. Николай Кондратьев, чьим именем такие циклы и названы. В первой фазе цикла экономическая конъюнктура высокая: цены (значит, и спрос) на инвестиционные товары, сырье, рабочую силу растут, темпы экономического роста выше средних значений, кризисы перепроизводства неглубокие и периоды депрессии после них короткие. Вторая фаза цикла — это так называемая понижательная волна конъюнктуры: спрос относительно слабый, темпы роста ниже средних, а циклические спады производства глубже и периоды депрессии длиннее.

По поводу болезненного, но терпимого кризиса 2008 г. экономисты продолжают спорить, был ли он последним кризисом в первой фазе или первым кризисом во второй фазе Кондратьевского цикла[1]. Так что относительно грядущего кризиса можно быть уверенным: произойдет то самое «обострение нужды выше обычного», которое мобилизует массы на участие в акциях протеста. В США и Западной Европе высокий уровень жизни и развитость процедур обновления политических элит не позволят падению потребления и росту оппозиционных настроений достичь взрывоопасных уровней революционного движения. А вот в странах, интегрированных в глэм-капитализм в роли поставщиков «полуфабрикатов» и сырья гламуроемких производств, ситуация окажется более сложной.

Далее здесь https://morebook.ru/tema/segodnja/item/1362513457432