Soft Machine-это группа со сложной пятидесятилетней историей, в которую я не буду здесь углубляться, но нынешняя инкарнация только что выпустила новый концертный альбом, записанный во время их 50-летнего юбилейного тура в прошлом году, и который отлично демонстрирует то, что группа представляет из себя сегодня. Ветераны ритм-секции Джон Маршалл (барабаны) и Рой Бэббингтон (бас) , а также давний гитарист Джон Этеридж в настоящее время играют вместе с относительно молодым Тео Трэвиом (саксофон, флейта, электрическое пианино). Я не знаю, согласится ли с этим утверждением группа, но мне кажется, что Тео дал им какой-то толчок, и они, похоже, были вовлечены в новый творческий порыв. Два года назад они выпустили свой первый студийный альбом с 1981 года (Hidden Details), большая часть которого исполняется в этом сете вместе с некоторыми настоящими жемчужинами из каталога группы, и благодаря этой записи они звучат более живо и вдохновенно, чем мы действительно имеем право ожидать. Это оживление заметно повсюду, но особенно во время импровизированных секций, где Трэвис и Этеридж подталкивают друг друга к новым высотам звукового исследования. Их особый стиль прогрессивного рока с пристрастием к тяжелому джазу постоянно развивается и мутирует, часто в пределах одной песни.
Вступительная импровизация постепенно переходит в пьесу Майка Ратледжа Third, Out-Bloody-Rageous, и сразу становится ясно, как музыканты сопереживают друг другу, инстинктивно играя главные и вспомогательные роли поочередно по мере развития пьесы. В Sideburn Джон Маршалл демонстрирует, как барабанное соло может быть лаконичным и на удивление увлекательным, избегая клише. В его игре есть эластичность, которая извилиста и музыкальна, та, что многим современным барабанщикам недоступна.
Особенно приятно видеть в сете следующую пьесу, Hazard Profile, Part 1. Она была первоначально записана на альбоме Bundles 1975 года (в котором группа впервые за долгие годы задействовала гитариста) и Джон Этеридж ярко сияет в этой замечательной версии. Он точно так же зажигает во время импровизации в середине пьесы The Tale Of Taliesin, а Трэвис поддерживает его на электропианино для большего эффекта. Более поздние композиции из Hidden Details легко и незаметно вписываются в классику и доказывают, что в творческом отношении они всё ещё являются силой, с которой приходится считаться. Композиции Этериджа, такие как Heart Off Guard и Broken Hill, являются одновременно джазовыми и мелодичными, причем последняя - удивительно меланхоличная пьеса. Трэвис также предлагает интересные композиции, такие как эфирная Fourteen Hour Dream с парящими флейтами и ослепительная Life On Bridges. Коллектив, играющий эту вещь, особенно хорош. Она начинается с гармоничного исполнения сложной темы в унисон Этериджем и Трэвисом, вскоре к нему присоединяется ворчливый бас Бэббингтона, а затем текучая ударная окраска барабанов Маршалла, которые переходят в импровизированную секцию, прежде чем снова собраться вместе с остальными инструментами. Приятно слышать, что группа играет так дружно, как единое целое, как живая дышащая Машина.
Запись на высшем уровне, как и следовало ожидать, поскольку The Baked Potato в прошлом выпустила несколько классических концертных альбомов от таких людей, как Майк Кенилли и Брайан Беллер, а продакшн-работа Трэвиса не вызывает нареканий. Я был на концертах Soft Machine несколько раз в последние годы, и здесь они играют так же хорошо. Трудно поверить, что они все еще могут играть музыку с таким уровнем изобретательности и живости после более чем пятидесяти лет, и нет никаких признаков того, что они прекратят делать это в ближайшее время, и я очень этому рад.
Автор рецензии Грэм Томас.
Спасибо за внимание.