Найти в Дзене
basilius3

Ахматова, Булгаков и "Пятое измерение"

"А для них расступились стены
Вспыхнул свет, завыли сирены,
И, как купол, вспух потолок"
(Анна Ахматова. "Поэма без Героя")
"А для них расступились стены
Вспыхнул свет, завыли сирены,
И, как купол, вспух потолок"
(Анна Ахматова. "Поэма без Героя")
"Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов.
Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!"
(Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита")
-2

В Фонтанном Доме Санкт-Петербурга открылась выставка "Пятое измерение", соединяющая два имени – Анны Ахматовой и Михаила Булгакова. Она живет в Ленинграде, он – в Москве. Ахматова и Булгаков – писатели разного творческого стиля, но одной культуры и одного времени.
Для обоих "
пятое измерение" становится выходом за рамки повседневности, способом преодоления времени и пространства.
Так у Ахматовой в "Поэме без Героя" расступаются стены, и к автору
в канун 1940-го года приходят тени из 1913-го, а в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" читатель оказывается то на Патриарших прудах 1920-х, то в евангельские времена на балконе Понтия Пилата.

-3

В качестве художественного решения выставки выбран образ большой коммунальной квартиры. "Нехорошей квартиры", как называет ее автор романа "Мастер и Маргарита", из которой не по своей воле исчезают люди. В Фонтанном Доме это было реальностью: из квартиры №44 под конвоем уводили Николая Пунина и Льва Гумилева.

-4

Поднимаясь на второй этаж музея, посетитель проходит через занавес,
за которым для него разворачивается персональный спектакль исторических свидетельств.
Поначалу кажется, будто попадаешь в коммунальную квартиру:
это коридор — и двери, двери, двери… двери старые, подлинные, обшарпанные, многократно "травмированные", как судьбы людей.
А в конце — тупик. Точнее – домысливаемое пространство, в которое
не попасть: оно закрыто и опечатано, как при Сталине опечатывали жилье, из которого уводили сотрудники НКВД.

-5

По обе стороны длинного коридора – двери и дверки.
Открыв любую из них, можно войти или заглянуть в пространство жизни и творчества двух писателей.
Каждая "комната" имеет условное название.
За первой же дверью — какая-то бесовщина: белый меловой круг на полу, а над ним сверху свисает зажженная лампочка. В кругу — светло, за ним — тьма. В стенах по периметру, на которые растянуты виды Киева, – прорези-витрины: где-то далеко за их кривыми зеркалами-перископами — портреты, документы эпохи. Ушедшее.

-6

Например, в комнате "Было дело в Грибоедове" представлены исторические документы из ленинградского Дома писателей, абсурдные, как будто сошедшие со страниц "Мастера и Маргариты".

-7

Есть странная комната, двери которой распахнуты и будто обгорели, сформировав портреты главных героев выставки.
За ними – словно кунсткамера: стеллаж в красном освещении, заполненный стеклянными банками ("тайные мысли"), в которых — документы и личные вещи, или непонятные предметы.

-8

В конце коридора за одной из дверей — темное пространство с роялем, на крышке которого — портреты репрессированных или эмигрировавших современников Ахматовой и Булгакова – поэтов, писателей.

-9

А в предпоследней комнате– "Судилище". Со стены на него смотрит многолюдное партсобрание (проходило, кстати, здесь же, в Белом зале Шереметевского дворца) — и осуждает десятками пар глаз. На столе разбросаны листы, текст на которых набран на печатной машинке, в том числе и стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли "невероятной блудней", а Булгакова "литературным уборщиком".

-10

"Подвал памяти" – уникальная возможность взглянуть на страницы "Поэмы без Героя" и романа "Мастер и Маргарита", которые можно увидеть только здесь – это рабочие варианты разных лет, не вошедшие
в окончательную редакцию.

-11

Для пространства "Пятое измерение" петербуржцы принесли фотографии из семейных архивов. На снимках – лица людей 1930–1960-х годов.
Кто они: обыватели, герои своего времени, читатели, соседи по коммунальной квартире?

-12

Булгаков и Ахматова виделись с 1933 по 1937 год семь раз.
После смерти Булгакова 10 марта 1940 года, 16 апреля Ахматова пришла к Елене Сергеевне — прочесть то, что "написала для него".

-13
"Когда она открыла дверь, Анна Андреевна сразу, еще в передней, сказала, с чем она пришла.
И добавила, что эти стихи пока придется просто запомнить… у Елены Сергеевны… была злосчастная память на стихи — запоминать их она не умела.
Анна Андреевна … сказала, что она будет повторять ей строфу за строфой столько раз, сколько понадобится, … пока она все не запомнит.
И с тех пор эти стихи так и оставались в их памяти"…
-14

К "пятому измерению" Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" мы еще вернемся немного позже...

-15