Кто такие русские купцы? Их упоминали уже в древних летописях, один из крупнейших центров средневековой России – Новгород – был купеческим. Но. как доходит до сути - начинаются неточности и сказки про купцов. Разберёмся?
Стяжательство, страсть к обогащению и неразборчивость в средствах его достижения, деспотизм и невежество, особенно ярко проявлялись в период «первоначального накопления капитала», и долго являлись отличительными чертами этой страты.
Но, нельзя не видеть в купцах, особенно наиболее просвещённых и цивилизованных, незаурядной самобытности характеров и настоящего патриотизма.
Для начала: 2 основные группы
В России до начала XX в. стоит разделить всё купечество на 4 группы (названия мои, можно использовать другие - на суть не повлияет):
- заводчики (создатели и владельцы предприятий);
- арендодатели (владельцы сдаваемой в аренду недвижимости);
- перекупщики (оптовые торговцы);
- лавочники (розничные торговцы).
Страта предпринимателей была разнородной по составу, образованию и происхождению, социальным статусам.
Гильдейский статус
Для определения статуса купцов с начала XVIII в. (с Петра I) делили на 3 гильдии (термин из Европы). Делили на гильдии по суммам представленного (заявленного официально) капитала, которые росли с инфляцией.
В начале XIX в. купцам 1-й гильдии дали дополнительные права. Так, указом императора Александра I от 1824 г. они получили право приезда к Императорскому (Высочайшему) Двору (которым обладали даже далеко не все чиновники).
По «Положению о пошлинах на право торговли и других промыслов» от 8 января 1863 г., принятому с Высочайшего разрешения императора Александра II и претерпевшему сильные изменения в 1865 г., оставили только 2 гильдии. С того времени гильдейские свидетельства выдавали не по размеру капитала, а по характеру деятельности: 1-й гильдии (оптовые, однородные торговцы (с платой за неё 565 р. в год)), 2-й гильдии (розничные торговцы и владельцы фабриками и заводами с рабочими более 16 человек (с платой за них от 40 до 120 р.)).
Почётные звания: одна из самых частых основ для ошибок с купечеством
Некоторые купцы за заметный вклад в развитие экономики страны и серьёзную благотворительную деятельность с 1800 г. получали почётный чин коммерции советника с правом ношения мундира. Чин создали за рамками Табели о рангах для награждения купцов. Он соответствовал VIII рангу гражданской службы (коллежскому асессору), что давало право его обладателю на личное дворянство. С 1824 г. этого титула стали удостаивать и купцов, пробывших в 1-й гильдии 12 лет подряд. С 1832 г. купеческие семейства, состоявшие 10 лет в 1-й гильдии, и «не подав в течение всего времени несостоятельности и не бывши опороченным судебным приговором», получали звание «почётных граждан».
Манифестом 10 апреля 1832 г. установили почётное гражданство (не входившее в Табель о рангах), распространявшееся, в основном, на активно занимавшихся благотворительностью купцов. Почётные граждане делились на личных (сам гражданин с супругой на всю их жизнь, детей должны были приписать к одному из сословий) и потомственных (дети которых автоматически становились почётными гражданами). Почётных граждан называли «Их Благородиями», звание (у потомственных) передавалось по наследству и снижало налоги на коммерцию, освобождало от рекрутской повинности, подушного оклада, телесных наказаний, их имена вносили не в ревизские сказки, а в городские обывательские книги.
Не стоит путать личных и потомственных граждан со званием почётных граждан конкретного города - таки ошибок множество на мемориальных досках России.
Купечество в структуре российского социума
По подписанной 21 апреля 1785 г. Екатериной II «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», население городов делили на 6 разрядов, 4 из которых составляли купцы (1-й – настоящие городские обыватели (по сути, владельцы городской недвижимости); 2-й (гильдейское купечество); 4-й – иногородние и иностранные гости (как правило – приезжие купцы); 5-й – именитые граждане (в их числе – банкиры и оптовые торговцы)). По этому документу купцы получили право на заграничную торговлю.
Именитые граждане получили ряд привилегий: не подвергались телесным наказаниям, могли иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парою и четвернёю, заводить и содержать фабрики, заводы, речные и морские пароходы. Указом от 1.1.1807 звание «именитых граждан» для купечества отменили.
Купеческое самоуправление строилось на деятельности купеческого собрания. Писарь-разносчик информировал купцов о собрании. Работой собрания руководили купеческие старосты. С ними на ранних стадиях пересекались бургомистры.
Судебные дела купечества рассматривали не сословные суды (как у других сословий до 1864 г.), а городские выборные магистраты. Был для них и орган опеки – уездный сиротский суд.
Проявляли себя на общественном поприще купцы, прежде всего, в городском самоуправлении. Каждые 4 года переизбирали городскую думу. Думы ведали сбором податей с горожан и их повинностями, содействовали развитию торговли и ремёсел, управляли городским хозяйством, бюджетом и имуществом, занимались благоустройством городов. Депутаты, называвшиеся «гласными» (т.е., имевшими «голос»), за работу денег не получали, интересовались распределением думой городских денег и заказов с выгодой для своего бизнеса. В 1785-1917 гг. большинство мест в думах занимали купцы. Т.о., купечество руководило основными вопросами городской жизни в России в конце XVIII – начале XX вв.
Помогали городскому самоуправлению ревизские, податные, недоимочные, базарные старосты и сборщики податей, присяжные оценовщики, торговые депутаты и просто поверенные по разным делам. Т.е., на купечество во главе города работала целая система, связанная с бизнесом. По реформе 1870 г. роль купцов ещё больше возросла, увеличив их процент в думах. Максимальный приоритет избирательных прав на выборах предоставили наиболее крупным владельцам недвижимостью, купцам и владельцам производствами.
3 поколения купцов
По лучшим представителям российского купечества можно наблюдать сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостной психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и активного участия в общественно-политической жизни.
Российскому купечеству было немного лет (ведь, как класс, оно начало формироваться только после отмены крепостного права в 1861 г.), и трудно было ожидать от них высокого уровня образования. Но, их дети уже учились в гимназиях, коммерческих училищах и, даже – в университетах. Русские провинциальные купцы потянулись к западному уровню культуры – создавали в своих городах яхт-клубы, ипподромы, музеи, театры и библиотеки, обзаводились ещё диковинными автомобилями, электростанциями, благоустраивали свои улицы.
Эпоху конца XIX – начала XX вв. некоторые исследователи называют «периодом Медичи» в культурной жизни России. То время отличалось небывалым расцветом купеческого меценатства.
Ко 1-му поколению («оборотистые деды») можно отнести основателей крупных купеческих родов.
Ко 2-му («образованные отцы») принадлежат сыновья.
Внуки – представители 3-го поколения («элегантные внуки»).
Феномены российского купечества
Реформы 1860-х – 1880-х гг. императора Александра II вообще стали поворотной вехой для российского купечества – общество в России эти реформы формировали буржуазное. Страта российского купечества в конце XIX-начале XX вв. сильно выросла. Не жажда наживы, а психологические мотивы были «двигателем» восхождения российских купцов на вершины их могущества. Ведь, многие из них до конца своей жизни были религиозны, вели строгий, если не сказать – суровый, образ жизни, тратили огромные суммы денег на благотворительность.
Существовал феномен старообрядчества: большинство успешных купеческих родов – старообрядцы (по сути веры – люди, чуждые порокам вроде пьянства, дебошей и т.д.). Купцы относились к разным конфессиям: старообрядцы – беспоповцы – единоверцы или спасового согласия; «белокриницкой иерархии» или австрийского согласия; поповцы; поморы. Куда меньше в бизнесе преуспевали представители иных конфессий: иудеи; молокане; мусульмане; римско-католики; евангелическо-лютеране.
Из купцов нерусских национальностей доминировали евреи, немцы, казаки, встречались армяне, австрийцы, датчане, французы, поляки.
Вообще сильна была клановость купечества. Так, самарский вице-губернатор И-М.Ф. Кошко вспоминал: «Купеческий круг Самары, несмотря на то, что насчитывал среди себя десятки миллионеров, жил замкнуто, среди ближайшей родни. Богатые люди понастроили себе пышные особняки с преобладанием стиля модерн, но приемов у себя не делали, так что решительно неизвестно, для чего они завели такие хоромы. Должно быть, из чувства подражания».
Часто ошибочно считают, что купечество – удел мужской. Гостиничное дело, бакалея, торговля продуктами и товарами для женщин были вполне традиционной формой российского женского бизнеса. Вот только не стоит путать купеческих жён и вдов (неформальный статус) и купчих.
Также неформальным (как у жён и вдов) был статус купеческих сыновей и внуков.
Не успели…
Если говорить об известных, крупных дореволюционных предпринимателях, в их жизни явно проступают «3 кита»: успешный бизнес, активная благотворительность и искренняя вера. Но, их эпоха закончилась в 1917 г. началом индустриальной революции. Не успели российские купцы, как следует «встать на ноги», достичь должного культурного уровня, и взять из рук отмиравшего дворянства контроль за судьбами России.
Подведём итог: В России конца XX – начала XXI вв. вновь появились предприниматели. Возрождение лучших традиций дореволюционного российского купечества немало способствовало бы процветанию Отечества. К сожалению, современное «купечество» отличается от прежнего: стремления к благотворительности и веры проявляются сейчас изредка у меньшинства. А жаль – возрождение страны и её лучших традиций многие мудрецы разных стран всегда советовали начинать с себя…
Бонус для дочитавших: Самарский капиталист Антон Николаевич Шихобалов за свою жизнь потратил на благотворительность потратил свыше 1,5 миллиона рублей из своего собственного кармана! Для сравнения - доходная часть бюджета Самары 1878 г. = 363817 р., т.е., в 5 раз меньше! Только на самарскую народную больницу он потратил 537635 р., а потом его дочери ещё добавляли от себя. За это город вручил ему звание почётного гражданина Самары и поставил ему памятник. Советская власть уничтожила этот памятник, а место склепа Шихобалов сейчас занимает стадион. В футбол играют прямо на могилах самарцев. в том числе и самой известной семьи купцов, построившей для города немало. Меня нередко критикуют за критику советской власти (хотя, я критикую не советскую, которую уважаю, а большевистскую власть) - но, за что ей восхищаться? За такое отношение к памятникам? К людям, которые заработали России международное признание?
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин