Как ни стараются родители оградить своих детей от интернета и вредного влияния окружающей среды, они не могут запереть детей в четырёх стенах, и внешний мир так или иначе будет оказывать влияние на них. Особенно остро этот вопрос встаёт с приходом подросткового возраста. Именно в этом возрасте ребёнку становится крайне важно выстраивать социальные связи со своими сверстниками.
Отсюда и зависания в соцсетях, зависимость от сериалов и игр и ночёвки у подружек. Всё это — общение, если не напрямую, то косвенно. Например, увлечение сериалами и играми может случаться от того, что ребёнку хочется быть "в мейнстриме", чтобы было что обсуждать на переменах, чтобы просто оставаться в коллективе, быть "как они". Именно в этом возрасте ребёнок больше всего усваивает социальных норм и правил.
Родители (не забываем ни в коем случае про них) играют во всей этой активной социализации, однако, не последнюю роль. Но недостаточно просто говорить "делай так, как я — они глупые". Нужно ДЕЛАТЬ, попросту говоря, показывать пример. Причём, пример зеркальный — то, что вы делаете в отношении подростка, он отдаёт вам обратно. Наказываете его сидением дома — он наказывает вас игнором, кричите на него — он хлопает дверьми.
Например, есть у подростка какая-то компания, в которой он весело проводит время (допустим, они катаются на скейтах). Родителям она категорически не нравится, и они не стесняются говорить об этом. Мало того, что говорить, они запрещают своему ребёнку быть в этой компании. Они попросту игнорируют его мнение. Что сделает ребёнок? Проигнорирует их мнение, и дальше будет общаться с этой компанией.
Родители именно в этом возрасте активнее всего навязывают ребёнку социальные установки, которыми он потом, уже будучи взрослым, будет пользоваться. Ребёнок в этом возрасте активно впитывает социальные правила сразу с двух сторон — от родителей и из среды сверстников, с которыми он общается. Причём, от сверстников он берёт только то, чего родители не могут по какой-то причине ему дать.
Например, если родители по какой-то причине не смогли дать ребёнку уважения к себе (игнорировали его мнение, мысли и чувства, его интересы, его друзей и т.д.), то он с лёгкостью примкнёт к компании, где ему это самоуважение дадут, просто принимая во внимание его мысли и чувства. Даже если это будет показное, ребёнок всё равно будет больше тянуться к компании, где хотя бы показывают, что он важен, чем к своим родителям, которые этого даже не показывают.
Потому да — соцсети и подруги нужны. Чтобы ребёнок усваивал нормы и правила мира своих сверстников — ведь именно в этом мире ему дальше жить. Чтобы учился выбирать друзей, учился общению в соцсетях, учился быть собой и искать своё место в этом мире. Пусть на своих ошибках, пусть сложно и поначалу очень неловко — но это нужно, ведь родители не всегда будут рядом, чтобы подсказать и направить. Когда-нибудь ребёнок должен сделать выбор сам.