Сефарды – это потомки тех евреев, которые жили в Испании и Португалии до 1492-о года, когда их изгнали в североафриканские владения Османской империи. Позже они образовали достаточно крупные общины в самой Турции, а также в Греции, Болгарии, Италии, Голландии и некоторых балканских странах, но сохранили многие пиренейские традиции, включая своеобразный язык. В наше время большинство из них оттуда уехали и живут в Израиле или США.
Мизрахи, т.е. восточные евреи, с глухой древности поселиилсь в Ираке, Иране или даже на Аравийском полуострове посреди мусульманских народов. Они не имеют абсолютно никакой связи с Европой и всегда были чистыми азиатами.
Как же эти две группы относятся друг к другу?
Ну, многовековое проживание среди мусульман, которые чаще всего говорили на арабском языке, привело к некоторым культурным сходствам и резко отличает сефардов и михрахов от другой большой еврейской общины, ашкеназов, которые были родом из Центральной и Восточной Европы.
К тому же, имеется еще одна особенность, которая их объединяет – общий культ. В средние века, когда столица испанских халифов Кордова была важнейшим центром еврейского мира, здесь сформировалась собственная религиозная традиция в рамках иудаизма. Отличий от ашкеназов немного: особые постановления испанских раввинов, небольшая разница в ритуальных вопросах (какие молитвы произносятся во время богослужения, когда и как), применение сборника Шулхан Арух без комментариев Моисея Исерлеса. Все это у сефардов и мизрахов общее, за исключением только йеменских евреев, у которых установлены свои правила. Именно поэтому в современном Израиле они имеют единого главного раввина, тогда как второй главный раввин – ашкеназский.
Именно поэтому по чисто религиозным причинам две эти группы всегда рассматривали себя как единую общину и без проблем смешивались, хотя в Европе сефарды и ашкеназы жили отдельно. В настоящее время между ними нет особых отличий, за исключением того, что часть из них происходит из Испании. Вместе они составляют большинство (но не подавляющее) жителей Израиля и между ними никогда не было никакой напряженности. Поскольку они репатриировались очень давно, количество смешанных браков просто огромное.
Есть и еще пара моментов, которая их объединяют, помимо духовных вопросов и общего происхождения из арабских стран. Дело в том, что после воссоздания еврейского государства те и другие были принудительно изгнаны из тех мест, где жили веками. Покидать свои дома им чаще всего приходилось налегке, да и как жители Азии, они обычно не были хорошо образованы.
Поэтому сефарды и мизрахи далеко не сразу достили приемлемого экономического уровня в израильском обществе и некоторое время подвергались скрытой и явной дискриминации. Несмотря на то, что такая ситуация давно исправилась, это по-прежнему их несколько объединяет. Кроме того, местная иерархия основана на том, кто раньше прибыл в страну. Поскольку те и другие сделали это довольно давно, то их статус довольно высокий.
Несмотря на то, что первыми были ашкеназы, мизрахи и сефарды часто смотрят на них свысока, за то, что те находятся под влиянием запада, не особо религиозны и имеют левые политические убеждения.