Лет пять назад на рынке книг появился новый способ публикации. Издательство print-on-demand, т.е. буквально «печать по требованию». Вы наверняка слышали о таком. Одной из первых ласточек стал сайт Ridero, а потом и ЛитРес подхватил волну.
В теории звучит отлично. Никаких препон в виде редактора, все тексты проходят лишь модерацию на предмет контента 18+ и совсем уж запредельной «чернухи». Ну а после качеству книги — а следовательно и автору — вынесет приговор самый беспристрастный судья — рубль. Если всё хорошо, то книгу будут покупать, и если заказ поступит на бумажный экземпляр, издательство распечатает ровно одну книгу и отошлёт адресату.
На деле подобные ресурсы становятся свалкой мусора. Качество не имеет значения, как и наличие хоть какого-то успеха. Результаты вашей графомании навсегда останутся в интернете. Нет, разумеется, среди бездны бреда и океана влажных фантазий можно найти хорошие книги. Например, я как-то рассказывал о книге «Письма Крови» Александра Агамальянца, весьма толковой новеллы, хотя и на любителя. Сегодня мы рассмотрим ещё одну такую «самоопубликованную» книгу — «Если бы я был чародеем». И уже по обложке можно заметить, что нас ждёт тот ещё адок.
Кратко о сюжете. В условно нашем мире и примерно наше время в скучном городе проживает простой парень Кипр. При стечении невероятных (sic!) обстоятельств он становится живым источником магии, что переворачивает весь мир вокруг него с ног на голову. В его услугах, как внезапно обретшего силу чародея, способного делиться, заинтересованы многие, и, в частности, один весьма щедрый на золото чёрт. Согласившись на сомнительную сделку с эмиссаром ада, Кипр обречён чуть ли не каждый день подвергать свою жизнь опасностям. И чем дольше длится необычное сотрудничество, тем выше ставки, тем больше риск потерять голову. Справится ли Кипр? Да что уж там, выживет ли наш «простой парень»?
И сразу с места в карьер. Вот основные проблем этой книги:
Во-первых, главный герой — очевидный Мартин Сью. За что бы он не хватался, всё у него получается, стоит только захотеть. «Нажми на кнопку — получишь результат» — его modus operandi, сиречь образ действий. Покажу на примерах, далеко не уходя в спойлеры. В первой главе героя просят помочь закрыть портал в другой мир. Эдакие врата к Пылающему Легиону, только поменьше. Раз эдак в сто. Ему, конечно, помогает существо, ответственное за открытие портала, но какие усилия Кипру приходится приложить? Ну, попотеть чутка, сосредоточив мысль на закрытии прохода. Как усилия по прекращению тошноты. Очень сложно.
Затем во второй главе Кипр отправляется в ад. Нет, не так — В АД!!! Который на реконструкции, и в итоге его просто отпускают восвояси. И вообще, в ад он попал лишь потому, что такой молодец нужный. Ведь только он и может помочь загробному миру вернуться к жизни (sic!). Что дальше — реконструкция Небес? Пожать руку Богу? Как ни странно, нет. Но почти.
В третьей главе герою приходится столкнуться c драконом и даже какое-то время с ним сражаться. Справился ли он? Пфф, спрашиваете. Четвёртая глава? Столкновение с богиней. Кто сможет справиться с её чарующим влиянием, как не наш бравый герой? И так далее, и так далее. Только проведением божьим автор не вынудил Кипра оставить отпечаток своего лица в масштабе 1000:1 на поверхности Луны. Но я сомневаюсь, что это стоит считать заслугой.
Ну ладно, скажете вы. Главный герой — набившая всем оскомину «сьюха», а что насчёт других персонажей? По факту, их просто нет. Один «старый» друг ГГ, один новообретённый, один очевидный предатель... Антагонисты в ту же степь. Некоторый интерес вызывает главный злодей, с которым, по сути, нет прямой конфронтации, но раскрыт он почти никак. Хорошо хоть на обложку попал.
Вторая большая проблема — сомнительные языковые обороты. Все помнят замечательные народные высказывания — как два пальца об асфальт, как пить дать, плюнуть и растереть... Автор решил, что он тоже хорош и вообще, может с языком делать, что душеньке угодно. В результате коридоры, оказывается, поворачивают, а люди ходят в «чём-то вроде халата». А уж когда «пентагон внутри звезды покрылся ещё одной звездой», то у неподготовленного разума ум совсем за разум заходит. К сожалению, все эти выкрутасы выглядит скорее прискорбно, чем забавно или остроумно.
В роли третьей проблемы выступает чрезвычайно низкое качество вычитки материала. В среднем, на две страницы вы найдёте одну опечатку. Это звучит не так страшно, но а) это в среднем, иногда куда чаще; б) опечатками дело не ограничилось. Как насчёт употребления одного и того же слова три раза в одном абзаце? А в предложении? Что насчёт несогласованных деепричастных и причастных оборотов, неверно проставленных падежей? Не моё мнение, но общее среди многих читателей — книгу как будто даже второй раз не читали, а сразу в печать отправили. Я уж молчу про совсем странные случаи, когда на сцене объявляется «не то кондор, не то сокол». Автор вообще в курсе, что один больше другого раза в три? Да, его персонаж не обязан разбираться в птицах, но что делать несчастным «знатокам»?
Чтобы не оставить ощущения, что в книге совсем нет ничего хорошего, выделю пару интересных деталей. Местами использован необычный, редко используемый фольклор в качестве основы для событий. Автор откопал мало кому известного испанского бога Нубейро, вспомнил о Янусе и его коллеге Портуне, откопал малоизвестный аспект Кали, связанный с временем. Умолчим о том, как к этому отнесутся люди, знакомые с первоисточником — сам факт использования любопытен.
Другой достойный упоминания аспект — это идеи, представленные в сюжете. Не мораль, которую можно извлечь из произведения и которой здесь нет, но скорее тема, внешняя часть истории. По сути, на одной лишь идее мира разумных муравьёв из первой главы можно было построить отдельное произведение, как и на попытке переосмыслить и реконструировать ад, показанной во второй главе. Этот пункт можно воспринимать очень двояко — ведь по сути под видом цельного романа автор скинул на читателя десяток задумок, и каждая не была доведена до удобоваримого результата. Плюс это — потому что видно, что человек не совсем пропащий. Минус — потому что видно, что человек ленивый и не заканчивающий начатое. Да что далеко ходить — книга заканчивается не точкой, но многоточием, мол, я может быть, вернусь ещё. А может и нет.
А что в итоге? Ну, имеем книгу, от которой мало кто получит удовольствие, да и то условно можно записать в мазохизм. Раньше я ставил оценки произведениям, и это получило бы 2 из 6. Если бы книгу хотя бы вычитать, может, с натяжкой, вышло бы на три из шести, но и только.
Как-то так.
Система оценок: 6 - гениально; 5 - глубоко копнул автор, стоит разок-другой перечитать; 4 - одноразовое удовольствие; 3 - развлечение на любителя; 2 - похоронен под ошибками; 1 - это, мать его, достижение.
P.S.: Некоторые объяснения. Да, написал рецензию на своё же произведение. Зачем? Во-первых, сам себя не обругаешь, останешься чистеньким. Во-вторых, давний вызов, брошенный самому себе. Если я относительно легко критикую других, причём с оттяжкой, пытаясь писать «смачно», то как насчёт раскритиковать себя же? Вот так.
#литература #фэнтези #фантастика #магия #книги