В предыдущей статье рассказывал про то, что было до развода на занятия. Развод - это было торжественное мероприятие. Что то типа парада. Выстраивалось все училище на плацу, выходил духовой оркестр, и, начиная с первого курса, поротно шагали на занятия. Перестраивались повзводно, и согласно расписания кто куда. Оркестр духовой был свой, училищный, из числа курсантов, играли они разные марши, но как только на плац выходил третий курс, оркестр всегда переходил на "Прощание славянки". До сих пор я его зову "Дембельским", да и наверное, не только я. Примерно вот как на фото, впереди командир роты, или старшина, и за ним рота.
Всему этому предшествовали долгие часы шагистики, т.е. строевой подготовки. Мы, вчерашние пацаны, только - только оторвавшиеся от отчего дома, ходить в строю толком не умели. И вот нас гоняли старшины до седьмого пота. И поодиночке, и отделениями, по десять человек, и повзводно, потом поротно. Но эти долгие часы занятий давали свои результаты. Уже строй собирался быстро, каждый начинал знать своё место в строю, уже переставали путаться с какой ноги начинать движение, уже нога автоматически начинала подниматься на необходимую высоту, и приземляться с необходимой четкостью. А во сне можно было услышать команды - Четче шаг! Выше ногу! Раз, раз, раз, два, три, левой, левой...
А с утра снова - Рота, подъем! Выходи строиться! И снова ты взлетаешь над койкой, приземляясь в откуда то взявшиеся штаны хб, и точно попадая в ботинки.
Всё таки развод на занятия был очень торжественно обставлен. Почти всегда на разводе присутствовало все руководство училища И даже внешне можно можно было определить какой курс проходит. Первый курс шёл старательно, но сразу было заметно - новички, не умеют еще ходить. Второй курс шел уверенно, со знанием дела, а третий, дембеля, шли вроде как и небрежно, как то и не особо чеканя шаг, но получалось это щеголевато, красиво, чувствовалась выучка .
Потом рота перестраивалась повзводно, и под руководством старшины взвода строевым шагом топали на занятия.
Отдельно хочу рассказать о преподавателях. В училище был очень сильный преподавательский состав. Сами занятия начинались так - в класс входил преподаватель, его встречал дежурный. Дежурный назначался из числа курсантов взвода согласно графика дежурств. При входе преподавателя он подавал команду - Встать, смирно! и докладывал какой взвод приперся на занятия,в каком составе, и если были отсутствующие, то по какой причине. Например, болен, или в наряде. Преподаватель здоровался - Здравстсвуйте, товарищи курсанты! Курсанты рявкали в ответ - Здра жла, товарищ преподаватель! -Вольно, садись, дежурный дублировал команду, взвод садился и начиналось занятие. Занятия, как правило, шли по школьной системе. Время занятия -1,5 часа, т.е. два урока подряд по 45 минут с перерывом на физ паузу. Обычно первая половина пары занята было опросом домашнего занятия, вторая половина - новая тема. При этом, учебников не было, поэтому все приходилось конспектировать. А диктовать никто не диктовал. Пред просто читал материал. Ну как читал, рассказывал. Знание предмета у преподавателей было потрясающим. Например, рассказывает он - На задней стенке картера находятся...тут, бах, стук в дверь, он прерывается, выходит, о чем то с кем то разговаривает, возвращается и продолжает - Пять шпилек для крепления... ну и т.д. Конечно, все прподаватели были разные, у каждого была своя манера начитывания учебного материала, но высочайший профессионализм у них не отнять. Сами учебные классы были хорошо оформлены. Почти в каждом классе были кино-и диапроекторы, автоматические шторы, макеты, плакаты. Почти все было сделано руками курсантов. парней с руками и головой было очень много. Конечно, это помогало в учебе. Мне было занятно видеть выезжающие откуда из стены или шкафа проекторы, указку- пульт, работающие макеты какого нибудь узла самолета.
Как нас опрашивали?
По рказному. Кто то просто смотрел в журнал, и вызывал к доске тех, у кого давно не было оценок. Но были и такие, которые после слов - Пойдет отвечать курсант..., смотрели в класс, и выбирали такого курсанта, который по их мнению, больше всего боялся вызова к доске. Кто спрашивал - Есть желающие? Если были то спрашивал их. С первыми мы приспособились так - на сампо заучивали каждый свою тему, и потом, на уроке, при вызове старательно имитировали сильнейший испуг. Почти всегда срабатывало. Во втором случае мы просто готовили темы,каждый свою,и выходили отвечать по желанию. Были и другие преподы. На всю жизнь запомнился мне Климович, старший преподаватель, у нас он вел сопромат. Сопромат - сопротивление материалов, предмет один из труднейших, студенты вузов, где этот предмет один из профильных, говорили- Сдал сопромат, можно жениться. Так вот, Климович был достаточно крупным мужчиной, с поломанными ушами и носом. Обожал спорт. Называл шахматистов рахитами, и шахматы за спорт не признавал. Только те виды, где были физические нагрузки, были для него настоящим спортом. Так вот, он мог открыть журнал, пробежаться по оценкам курсантов, и потом поставить пару колов или двоек просто так. Например, смотрит в журнал и говорит -Тааак, Ключников, что то у тебя ни одной двойки нет. Непорядок... Ставлю тебе кол, потом исправишь. Когда у курсанта нет двоек, что курсант делает? Курсант спит. А это неправильно. И ставит в журнал единицу Сереге Ключникову, который идет на красный диплом. Но, надо отдать ему должное, никогда привыводе итоговой оценки, он не обращал внимание на свои колы и двойки. Потом вызовет пару человек к доске, заслушает, поставит тройку, или четверку, пятерки он ставил очень редко, и давай новую тему рассказывать. Приходит, например, в новом костюме форменном, а преподаватели все ходили в форменных костюмах, так вот, приходит в новом, с иголочки, костюме, начинает рассказывать новую тему, а сопромат, это такой предмет, где много формул, расчетов, чертежей. Поэтому преподу приходилось плотно работать с классной доской. Не знаю, как нынче, а тогда на доске писали, рисовали мелом. Материал часто был большим, доски не хватало, и тогда преподаватель стирал то, что уже им было написано-нарисовано, и на чистой доске продолжал дальше. Так вот, Климович запросто мог, не найдя тряпки под рукой, стереть всё рукавом новенького кителя, и продолжать дальше.
Было еще много интересного, буду рассказывать дальше. Подписывайтесь, комментируйте. И пару фото прикрепляю, листайте.