В 1880-е годы невероятная история произошла с неким землемером-таксатором [таксатор - оценщик] Ш. Он окончил гимназию, а затем получил специальное образование в таксаторских классах. Более девяти лет Ш. состоял на службе при полтавской межевой палате. По окончании межевания в Полтаве его перевели в Черниговскую губернию. Живя в г. Остер, он обзавелся приличной квартирой и мечтал о женитьбе, как человек вполне устроившийся в жизни.
Однако внезапно происходит неожиданный поворот в жизни Ш. Он бросает свою квартиру со всем имуществом, меняет свою одежду на крестьянский костюм и переселяется в лес. По освидетельствованию врачебным отделением Ш. признают душевно больным и помещают в больницу. В больнице он пробыл более года. Перемены в психическом настроении больного не были замечены: он продолжать воображать себя «мужиком». В связи с этим его, как спокойного больного, отправили на попечение брата.
Старания последнего обратить больного к обычному образу жизни не достигли результатов. Ш. решительно отверг всякую цивилизацию, отказался жить «в комнатах», а находился в сарае, спал на соломе, и только в большие холода ночевал на кухне. Питался одним хлебом, находя даже пищу, которую ела прислуга брата, роскошной. С рассвета до ночи он непрерывно работал: рубил дрова, чистил конюшни, ухаживал за скотом, зимой возил из леса дрова, а летом работал в лесу.
В работе и поведении Ш. никаких других странностей не обнаруживалось, напротив он вводил разумные улучшения в хозяйстве. Встреч и разговоров с прежними знакомыми избегал, но те, кому удавалось видеться с Ш. слышали от него разумные и логичные ответы. Положение свое он осознавал, объясняя, что почувствовал себя счастливым лишь с тех пор, как отрешился от «барской жизни». Советовал и другим последовать его примеру.
Самарская газета. 1888. 16 февраля.