Найти тему

Сверхподвижный ребенок дома и в детском саду

Детский и семейный психолог Ольга Юрасова
Детский и семейный психолог Ольга Юрасова

Педагоги и воспитатели детских садов обращаются к психологу с переживаниями о трудностях в работе с детьми, имеющими такие особенности как импульсивность, сверхподвижность, невнимательность, неусидчивость ребенка.

Родители тоже испытывают трудности в воспитании таких деток. Что это?

- Просто здоровая активность и подвижность любознательного малыша?

- Или такое поведение обусловлено тревожностью ребенка?

- Или проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?


Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог. Диагноз ставиться только после проведения специальной диагностики, обследований, наблюдений, а никак на не основе фиксации излишней активности ребенка.


Поводом предложения родителям обратиться к специалистам за помощью (психологу, неврологу) может быть наличие следующих особенностей в поведении ребенка.

Критерии выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника.

Особенности внимания (наличие 6 и более признаков)
1. Трудность удержания внимания
2. Частая забывчивость
3. Избирательность воспоминаний
4. Часто не откликается на обращение
5. Отказывается или с большой неохотой делает задания, требующие умственных усилий или большей аккуратности
6. Трудность усвоения речевой инструкции и непоследовательность в выполнении заданий
7. Часто не заканчивает задание, бросает начатое дело, не завершает игру
8. Теряет вещи, игрушки, предметы на занятиях
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители

Высокая двигательная активность и импульсивность (наличие 6 и более признаков)
1. Спокойно сидеть не может (ерзает, вертится, двигает ногами, что-то крутит в руках)
2. Находится в постоянном движении (бегает, ползает, забирается куда-то)
3. На занятиях кричит ответ без разрешения, часто не может дослушать вопрос
4. Не может дождаться своей очереди в игре
5. Показывает низкий уровень произвольности, нарушает общие правила и правила в игре
6. Встревает в разговор взрослых, вмешивается в игру других детей без спроса
7. Постоянно говорит
8. Испытывает трудности засыпания, расслабления
9. Двигательная активность и импульсивность возрастают при увеличении нагрузки или при отсутствии дневного сна

Родителям гиперактивного ребенка необходимо обследовать его у невролога, получить рекомендации психолога по вопросам воспитания и развития.

Не стоит торопиться с определением гиперактивного ребенка в детский сад на полный день. Необходимо постепенное привыкание к саду, начиная с нескольких часов.

До трёх лет – возможно посещение развивающие занятия вместе с мамой. В 3-4 года – 2-3 часа в мини-садике, 4-5 лет - от нескольких часов до полудня, в 5-6 лет – возможен полный день пребывания в саду, соблюдая режим нагрузок и отдыха.

При проявлении ребенком признаков переутомления (трудности засыпания, снижение аппетита, усиление перевозбуждения и трудности расслабления), необходимо снизить нагрузки, делать «выходные» ребенку.

Очень полезны пешие прогулки, рисование пальцами, кистью; лепка, занятия с песком, водой. Помочь ребенку расслабиться, особенно перед сном, могут нежные поглаживания.

Для специалистов детских садов:
При комплектовании группы в детском саду учитывайте количество сверхподвижных малышей в ней. Работа эффективна при наличии не более одного-двух таких детей в группе.

Родителям, педагогам и воспитателям дошкольных учреждений важно знать правила взаимодействия и работы с гиперактивными детьми:

1. Соблюдение режима дня, режима нагрузок и отдыха ребенка!
2. Проводить занятия в первой половине дня, исключить во второй половине дня кружки дополнительного образования. (Ошибочно: родители часто думают «Раз мой ребенок к вечеру имеет столько энергии, надо его чем-то полезным «загрузить»». И начинают водить ребенка вечером дополнительно на различные занятия, что ухудшает состояние ребенка)
3. Во время занятия ничего лишнего не должно отвлекать внимание ребенка.
4. Строить занятия с учетом потребности в движении (включать упражнения, при выполнении которого ребенок будет перемещаться, двигаться; использовать физкультминутки; давать такому малышу задания – например, стереть с доски, раздать карандаши или др…)
5. При сильном возбуждении предлагать ребенку интересные «тихие» игры.
6. Постараться подружить сверхактивного ребенка со спокойным сверстником.
7. Инструкции должны быть четкими и короткими. Просите ребенка их повторить.
8. Снизьте требования к аккуратности в начале освоения ребенком деятельности, формируя чувство успешности.
9. Предлагайте ребенку игры с правилами, поощряя их выполнение.
10. Используйте тактильный контакт (прикосновение, поглаживание)
11. На занятиях сажайте подвижного ребенка так, чтобы он меньше попадал в поле зрения других детей (например, сбоку или позади всех) И педагогу не придётся часто делать замечания, и ребенок будет удовлетворять свою потребность в активности, не мешая никому. При этом к малышу важно часто подходить, поглаживать или похлопывать дружески по плечу (и вместо замечаний, и в качестве поддержки и внимания к нему) (Ошибочно: Часто воспитатель ошибочно сажает такого ребенка рядом с собой, и для всех остальных детей он становится сильно «отвлекающим» и «мешающим» фактором в работе. Внимание детей всей группы снижается, воспитатель прилагает много усилий и часто делает подвижному ребенку замечания).
12. Количество замечаний должно быть меньше позитивных обращений к ребенку. Гиперактивные дети - очень чувствительные, они остро реагирует на замечания, запреты. Таким детям необходимо много поддержки, сочувствия, теплоты, помощи. (Ошибочное мнение: «Чем больше делать замечаний ребенка, тем он лучше поймет как себя вести»)

Полезный текст? поставьте + в комментарии

Детский и семейный психолог