Развитие речи – это работа не над отдельными нарушениями, а комплексная работа по таким направлениям, как: развитие мелкой моторики, обогащение сенсорного опыта, работа над развитием дыхания и артикуляции, обогащение словарного запаса. Уделив внимание развитию речи как можно раньше, можно избежать многих проблем в будущем и сформировать у ребенка ясную, внятную, грамотную речь.
Систематически выполняя упражнения, вы сможете укрепить речевое дыхание, артикуляционный аппарат и активизировать речь малыша, научить его правильно произносить звуки.
Дыхательная гимнастика
- дуем на пушинку, на снежинку, на осенний листочек;
- задуваем свечку;
- играем на дудочке;
- дуем через соломинку в воду;
- надуваем мыльные пузыри.
Артикуляционная гимнастика
«Прятки» - язычок высовывается и прячется.
«Маятник» - язычок двигается влево – вправо.
«Шарик» - надуваем щечки и лопаем их пальчиками.
«Лошадка» - цокаем язычком, как лошадка.
«Забор» - растянув губы, показываем зубки.
«Грустный и веселый клоун» - хмуримся и вытягиваем губы трубочкой – широко растягиваем губы.
Упражнения на постановку звуков
Гласные
А
Куколку качай, песню напевай: «А-а-а-! А-а-а-!»
О
Плачет зайка: «О-о-о!» болит ушко у него.
Э
Ротик шире открывай, и матрешке подпевай: «Э-э-э! Э-э-э!»
И
Растянулся ротик к ушкам «И-и-и!» очень весело Петрушке.
Ы
Мишка сердится сидит: «Ы-ы-ы!», мишенька рычит.
У
Загудел паровоз: «У-у-у!», он игрушки повез.
Согласные
М
Кашу кушаю я сам: «Ам-ам-ам!»
Б
У Коли пальчик болит «Бо-бо!», Коля говорит.
П
В норке мышка пищит: «Пи-пи-пи!», говорит.
В
Начинает вьюга выть: «Вы-вы-вы!», говорить
Ф
По дорожке еж бежит и от радости фырчит: «Уф-уф-уф!»
Г
Вышли гуси на луга, щиплют травку: «Га-га-га!»
К
Курочка шагает: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!», деток подзывает: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
Д
Я на дудочке играю: «Ду-ду-ду!»
Т
Мишка по лесу идет: «Топ-топ! Топ-топ!»
Н
Сидит зайка у окна, дам ему морковку: «На!»
Совет: Обращайте внимание на правильность выполнения заданий и правильность речи малыша не только на занятиях, но и в повседневной жизни.