Найти в Дзене

Почти выпущенный "Российский серийный электромобиль" повторяет судьбу "Ё-мобиля". Zetta "Всё".

Недавно в СМИ снова начало всплывать имя "первого Российского серийного электромобиля", на этот раз мнения не столь оптимистичны, так как новый стартап АТОМ есть ничто иное, как вариация на тему Ё-мобиля и Зетты. Хочу напомнить, что впервые о Зетте в СМИ заговорили в 2018 году. Как об отечественном электромобиле, полностью, кроме батарей состоящем из отечественных компонентов. Так же тогда предполагались мотор-колеса Дуюнова, но насколько мне известно не заладилось. Обещали доступный ценник, выпуск наладить в начале 2020 года, однако прошло больше трёх лет, а Зетты всё нет. Оптимизм вселяло то, что в проект "вписалось" правительство - МинПромТорг, о чем сказано на официальном сайте. Однако, недавно 14 июля портал Drom.ru опубликовал статью о том, что у проекта не всё так гладко. Мы подозревали, что скороспелый, амбициозный и не слишком продуманный с точки зрения бизнеса проект электромобиля Zetta забуксует на стадии выпуска первых экземпляров. Но хотелось верить, что побуксует-побуксу

Недавно в СМИ снова начало всплывать имя "первого Российского серийного электромобиля", на этот раз мнения не столь оптимистичны, так как новый стартап АТОМ есть ничто иное, как вариация на тему Ё-мобиля и Зетты.

Хочу напомнить, что впервые о Зетте в СМИ заговорили в 2018 году. Как об отечественном электромобиле, полностью, кроме батарей состоящем из отечественных компонентов. Так же тогда предполагались мотор-колеса Дуюнова, но насколько мне известно не заладилось. Обещали доступный ценник, выпуск наладить в начале 2020 года, однако прошло больше трёх лет, а Зетты всё нет.

Оптимизм вселяло то, что в проект "вписалось" правительство - МинПромТорг, о чем сказано на официальном сайте.

Добавили спонсоров в нижнем левом улгу.
Добавили спонсоров в нижнем левом улгу.

Однако, недавно 14 июля портал Drom.ru опубликовал статью о том, что у проекта не всё так гладко.

Мы подозревали, что скороспелый, амбициозный и не слишком продуманный с точки зрения бизнеса проект электромобиля Zetta забуксует на стадии выпуска первых экземпляров. Но хотелось верить, что побуксует-побуксует, да и выкарабкается. И в каком-то виде Зетту начнут производить, набивая шишки, учась и извиняясь. Мы надеялись, держа кулачки и оправдывая явные стратегические просчеты этой смелой затеи.

Далее коротко, (полностью вы сможете почитать статью на Дроме).

Чуть позже была опубкликована еще одна новость от Авто.ру - Зетта, таки "всё".

У проекта было несколько проблем:

1) Технические проблемы.

Не все компоненты, которые были заложены в проекте изначально удалось изготовить у поставщиков. Пришлось менять конструкцию. В пример приводиться заднее стекло сложной формы. На данном этапе была потеряна довольно большая сумма денег - 20 миллионов рублей. Сказывается нехватка опыта у разработчиков, а за уроки всегда приходится платить.

-3

2) Экономические проблемы.

На запуск проекта было потрачено больше средств, чем планировалось ранее, да оно и не удивительно, нормальный запуск полноценной машины стоит около 1млн Евро! (*По данным Ford для запуска полноценной новой модели, а не рестайлинга), а ведь именитые бренды имеют всё для запуска новых моделей: и опыт запуска, и наработки по деталям, и опыт ошибок по качеству, но тем не менее - это обходится очень дорого.

У разработчиков/изготовителей данного автомобиля таких средств не было изначально, чтобы запустить на рынок стоящий продукт. В лучшем случае нам грозило стать "подопытными мышами", на которых оттачивались бы навыки производства и запуска электромобилей в России.

Уже к Июлю 2020 стало понятно, что средств не хватает, глава компании заявил, что будут искать инвесторов на стороне. Вероятно, не нашли.

Далее в стране последовала череда интересных событий и неприятных решений.

3) Низкий интерес у потенциальных клиентов.

Первоначально Зетта вызвала немалую долю скептицизма. Неизвестная команда разработчиков, ненадежные поставщики, сомнительный дизайн, неоднозначные инженерные решения, малый спрос на автомобили такого класса. Взрывного роста никто и не ожидал, достаточно посмотреть на топы продаж существующего автопрома, вот уже где "рыночек порешал".

Удел Зетты был оставаться в узкой сфере служб доставки, где в последнее время лидируют Матизы, которым уже ни много не мало 26 лет, уже 7 лет, как сняты с произдвоства. Какая-то часть, в качестве эксперимента могла попасть в каршеринг.

4) Неготовность разработчиков к краудфандингу и незрелость этой системы в России в целом.

Многие иностранные бренды электромобилей начинали именно с этого, конечно, в РФ существует доля скептицизма к идее "отдать свои деньги кому-то, он обещает всё красиво сделать", тем не менее те или иные сборы на новый музыкальный альбом или на нужды фронту работают. Однако, Зетта на такой шаг не пошла, либо была уверена, что не взлетит, либо были сомнения в том, что соберут достаточную сумму - не понятно.

Так или иначе, Zetta - "всё".

Что по вашему это было? Неудачная идея? Неграмотное руководство? Очередной попил бабла? Судьба ли это стартапов на машины в России в целом?