Недавно я сказала своей знакомой, что сейчас мне больше созвучны верлибр и проза, регулярным стихом почти не пишу. Она помолчала и спросила: «Чем не пишешь?» Я объяснила, что имею в виду рифмованный и ритмизованный стих:
…Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут (с).
Андрей Тавров в своей статье «Рифма, верлибр, проза – формы меандра» мастерски разграничил эти три понятия:
«Чем же всё-таки различаются верлибр, регулярный стих и проза?
Ответ чрезвычайно прост – степенью повторяемости какого-либо фрагмента. Больше ничем. Там, где фрагмент повторяется часто и интенсивно, мы имеем дело с регулярным рифмованным стихом, там, где повтор менее интенсивен – с белым, где интенсивность падает дальше – соответственно с верлибром и прозой».
Теория вряд ли поможет написать хорошее стихотворение, но поразбираться в ней иногда очень интересно.
Мы все помним знакомые со школьных лет магические схемы:
abab, abba, aabb и abcabc.
Если подробнее, то получается вот что.
Смежная рифмовка (aabb) – способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки:
…Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ…
Перекрёстная рифмовка (abab). В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой:
…Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы…
Кольцевая рифмовка (abba). Это поэтический уроборос (змея, кусающая свой хвост). Мы сочетаем первую строку с четвёртой, а вторую с третьей:
…Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ...
Сплетённая рифмовка (abcabc) – это самый сложный и запутанный случай, но тем интереснее. В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой:
…Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина,
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло…
Что там говорить, рифмы бывают разными:
· Мужская рифма подразумевает ударение на самом последнем слоге.
…Зима весёлая пришла
И много снега принесла…
· Женская рифма. Да, верно, ударение падает на предпоследний слог:
…Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета…
· Дактилическая рифма. Не поверите, но ударение на третьем слоге с конца:
…К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики…
· Гипердактилическая рифма. Да-да, это ударение на четвёртом слоге с конца:
…Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
Ещё рифмы могут быть точными и неточными. С точными мы обычно не ошибаемся, там всё ясно:
…Я сегодня рано встала
И поэтому устала…
А вот неточные поинтереснее будут (вроде бы созвучие есть, но буквы при этом в словах разные):
…Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Также мы можем рифмовать одни и те же части речи (однородные рифмы):
…Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?..
или разные (разнородные рифмы):
…Ты принёс сегодня мне цветы,
Но с тобой не перейду на «ты»!..
А если у вас в рифме участвуют ещё и служебные части речи, то это составная рифма:
…Ну-ка, ну-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика…
А можно вообще ничего не менять и рифмовать одно и то же слово, почти что «тихо сам с собой» (тавтологическая рифма):
…Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Но вот омонимическая рифма, при которой слова совпадают, а значения у них разные (смело используем полисемию), может сделать текст очень оригинальным и многослойным:
…Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак…
•Каламбурная рифма. Название говорит само за себя!
…Не дойти нам до сада.
Вот такая досада!..
•Паронимическая рифма – это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различаются, хотя и достаточно близки:
…«Скоро вышлет ответ адресат», –
Уверял меня адресант…
•Макароническая рифма – сочетание слова русского языка с неким зарубежным:
…Неважно, сколько тебе лет,
Если ты красишься Palette…
А что верлибр (или, как его ещё называют, свободный стих)? Это анархист в законе, который последовательно отказался от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфики. Вот как у меня в тексте.
НЕКРОЛОГ НАОБОРОТ
смотрю на лица в FB
похожи на некролог – все там будем
смотрю на твою фотографию
помнишь, как все у нас началось?
я люблю твою неизбежность
неделимую и причитающуюся,
твою выморочную небесность –
даже смерть красива с тобой в паре
ты принесешь мне ее в пригоршне
приведешь как собаку на поводке
протянешь как долгожданный подарок
больше ни от кого не приму