Найти тему
Николай Кулаков

На таран!

6 октября 1941 года боевая группа под руководством командира 1-го батальона 39-го танкового полка 17-й танковой дивизии капитана Ганса Градля в составе практически всех имевшихся к тому времени на ходу танков дивизии (всего лишь около 20 машин) и части сил посаженного на броню 2-го батальона 63-го стрелкового полка пройдя по лесной дороге и попутно разгромив располагавшейся у поселка Свень командный пункт Брянского фронта, выйдя после полудня к Брянску захватила важный автодорожный мост через Десну и небольшой плацдарм на ее западном берегу. Однако сил отряда Градля для полного взятия города под контроль и его прикрытия было явно недостаточно, поэтому он запрашивает у командования дивизии поддержки.

В подкрепление ему немедленно направляется 1-й батальон 63-го стрелкового полка (две роты) во главе с самим командиром полка полковником Рюбзамом. Он продвигается к Брянску по тому же маршруту, что и несколько часов назад танки Градля. Вот здесь на лесной дороге к востоку от Брянска колонна 63-го стрелкового полка и была внезапно атакована тремя советскими танками: Т-34 и два КВ-1. Подтверждение этому мы находим в немецких архивных документах, так в журнале боевых действий 63-го стрелкового полка среди записей за 6 октября 1941 года скупо указывается, что «на марше к Брянску подразделения полка были атакованы вражескими танками».

Достаточно подробное описание этой атаки имеется в книге посвященной 17-й танковой дивизии – H.W. Geissler: Panzer im Osten – Kampf einer Division in Sowjetrußland – 17. Panzer-Division, Manuskript: «Вражеские танки въезжают в середину колонны и таранят грузовик, а легковая машина была просто раздавлена. Машина с боеприпасами загорается и взрывается.»

     Немецкие  артиллеристы быстро приводят свое орудие в боевое положение и делают  выстрел, который отскакивает от брони, после чего танк уничтожает и его.
Немецкие артиллеристы быстро приводят свое орудие в боевое положение и делают выстрел, который отскакивает от брони, после чего танк уничтожает и его.

Тяжелое зенитное орудие также приводится в боевое положение, но оно не может вести огонь из-за собственных транспортных средств загородивших линию огня, и в конечном итоге тоже было раздавлено.

Тем временем Т-34 наезжает на грузовик, на котором находилась полевая кухня и опрокидывается.

Второй вражеский танк таранит еще одну машину, после чего подбивается выстрелом из зенитки.

Всего в ходе этой атаки советскими танками было уничтожено 8 машин, одна 105-мм легкая полевая гаубица и одно 8,8-см зенитное орудие.

Если определять точную локализацию района нападения, как следует из книги по истории 3-й роты 27-го саперного батальона 17-й танковой дивизии – Geschichte der 3./Pz.Pi.Btl. 27 – 3. Kompanie Panzer Pionier Bataillon 27 Sammleranfertigung aus der Kameradschaft оно произошло на дороге к Брянску примерно в 20 километрах к западу от Карачева на восточной опушке брянского леса. Таким образом, по всей вероятности где-то недалеко от поселка Фроловский.

Что касается советских танкистов, совершивших столь дерзкое нападение, то данные удалось собрать по крупицам. После того как Т-34 опрокинулась, механику-водителю удалось покинуть машину, однако он тут же был застрелен. Остальные члены его экипажа остались внутри. Немцы окружили танк и предложили им сдаться, но услышали отказ. Тогда фашисты облили танк бензином и подожгли. Командир экипажа, не желая сдаваться в плен, застрелился.

Второй советский танк — КВ‑1, смявший ещё одну машину, был поражён выстрелом из 88 мм зенитного орудия. Танк попытался уйти, однако в это время к месту боя прибыла двигавшаяся следом за колонной 63-го стрелкового полка 7-я рота старшего лейтенанта Харальда Рюдта, из состава 2-го батальона 18-го танкового полка. Немецкие танки настигли тяжёлую советскую машину и расстреляли её гусеничные траки. Ходовая и гусеницы КВ-1 были наиболее уязвимыми местами для танковых пушек противника, а немецкие танкисты к этому времени уже имели немалый опыт борьбы с такой техникой. Танк был обездвижен и подожжён, однако экипаж — даже из горящей машины — до последнего продолжал вести огонь, пока внутри не сдетонировал боекомплект. От взрыва с танка сорвало башню, весь экипаж погиб.

Что касается третьего танка, известны механик-водитель сержант Николай Федорович Мусияко, командир КВ-1 младший лейтенант Иван Григорьевич Слюсарев, командир танкового взвода лейтенант Иван Григорьевич Клюкин — скорее всего тоже находился в этом танке.

     Иван Григорьевич Клюкин
Иван Григорьевич Клюкин
     Иван Григорьевич Слюсарев
Иван Григорьевич Слюсарев
     лейтенант Клюкин (справа) со своим экипажем
лейтенант Клюкин (справа) со своим экипажем

Иван Слюсарев прошел всю войну, остался жив. Николай Мусияко погиб в 1943 году. Командир роты танков Т-34 Клюкин Иван Григорьевич погиб в ходе Освобождения Крыма 8 апреля 1944 г. По воспоминаниям командира батальона, танк Клюкина, по ошибке мехвода угодил в противотанковый ров. Экипаж был пленен, окруженный немцами. Над танкистами издевались, после чего расстреляли в этом же рву.

За всю войну было совершено огромное количество подвигов, порой ценою в собственную жизнь. Однако в первый год войны, в очень тяжелое для Красной Армии время, это очень дерзкий, мужественный, немного авантюрный но решительный поступок позволял одерживать пускай маленькие, но победы.

Вечная память погибшим героям.