Здравствуй дорогой читатель!
В нашей стране, ни один иностранный промышленник столь хорошо не известен, как тот, кому посвященна данная сатья. Ни одна автомобильная марка не пользовалась такой популярностью в молодой Советской республике, как та, которую он создал. Гениальный изобретатель, выдающийся предприниматель, человек и марка - Форд.
Краткая автобиография
Генри Форд родился в США 30 июля 1863 г, в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях города Детройд. Родители будущего гения зарабатывали на жизнь, занимались сельским хозяйством.
Когда Генри исполнилось 16 лет, он сбежал из дома и отправился на зароботки в Детройд. В 1887 году женился на Кларе Брайант, дочери простого фермера. Жена стала для Форда надёжной опорой в его непростых начинаниях.
С 1891 г. Форд работал в фирме «Электрическая компании Эдисона» (Edison Illuminating Company), где дослужился до главного инженера. Там он познакомился уже тогда со знаменитым Томасом Эдисоном, который заметил в молодом Форде задатки изобретателя и организатора. В 1893 г. Форд сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 г. был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 г. основал свою компанию - Форд мотор компани (Ford Motor Company).
Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 г. В 1910 г. Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности — хорошо освещённый и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На нём в апреле 1913 г. начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера.
С целью осуществления жёсткого контроля Форд создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 г. ввёл самую высокую в США минимальную заработную плату — 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий посёлок.
В начале Первой мировой войны Форд с группой пацифистов по своей инициативе приплыл в Европу, как посланник мира, убеждая всех как можно скорее прекратить войну. Он был жестоко высмеян европейскими газетами и вернулся в США. Однако весной 1917 г., когда Америка вступила в войну, Форд изменил свои взгляды. Заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей развернулось производство противогазов, касок, комплектующих для авиамоторов, а в самом конце войны — лёгких танков и даже подводных лодок. При этом Форд заявил, что не собирается наживаться на военных заказах и возвратит государству полученную им прибыль. И хотя нет подтверждения, что это обещание было Фордом выполнено, оно было одобрено американским обществом.
В 1925 г. Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Первым продуктом его предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Наиболее успешной оказалась модель Ford Trimotor (Форд Тримотор) по прозвищу «Жестяной гусь», пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный моноплан, производившийся серийно в 1927—1933 компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor находился в эксплуатации до 1989 г.
Форд оставался руководителем своей автомобильной компании до 1930-х г., когда из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами он передал дела своему сыну Эдселу, но после его смерти в 1943 г. вновь вернулся на пост главы фирмы. В сентябре 1945 г. Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку — Генри Форду II.
Форд и Россия
Автомобили Форда стали продаваться в России еще с 1907 года. На заре автомобилестроения генеральным представителем «Форд мотор компани» для всей России был петербургский торговый дом М. С. Фриде, который продавал машины модели «Т» под лозунгом «Легкий. Быстрый. Прочный».
В дореволюцеонной России автомобили не имели такую массовость, как в СССР. От части это сказывалось отсуствием производственной технологии, и квалифицированных кадров.
Для справедливости следует сказать что, производством автомобилей в Российской империи занимался - "Русско-Балтийский вагонный завод". Опираясь на сообщение журнала "Автомобилист" 1913 г что автомобильный отдел Русско-Балтийского завода выпускал "до 200 автомобилей в год". Так же в Москве в 1916 г. был основан автомобильный завод "Московского автомобильного общества"(в последствии этот завод носил название - 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Сталина "ЗиС" и в дальнейшим Завод имени Лихачева, знаменитый "ЗиЛ"). Это и есть та автомобильная промышленность, которой реально располагала Россия в начале ХХ века. Тем не менее, ни о какой массовости производства автомобилей, говорить не приходиться.
После революции, молодая Советская республика принялась усиленными темпами строить новую экономику. Свои взоры руководство обратило на новую отрасль автомобилестроения. Руку помощи из-за океана протянул американский промышленник Форд.
Из США были присланы в СССР американские специалисты с заводов Форда. Была передана техничесая документация. Первый серийный советский трактор — «Фордзон-Путиловец» (1923 г.) являлся переработанный для производства на Путиловском заводе и эксплуатации в СССР фордовский трактор марки «Фордзон» (Fordson).
Московский автомобильный завод "Московского автомобильного общества", был послностью переоборудован и усовершенсвован в годы первой пятилетки под курированием Форда.
31 мая 1929 года в Дирбоне (США, штат Мичиган) был заключен договор о техническом сотрудничестве с Ford Motor Company. Согласно подписанному договору американская компания должна полностью разработать подробный план первого автомобильного завода СССР в Нижнем Новгороде ("ГАЗ"), размещения завода и рабочий проект строительства и оборудования сборочного производства и кузовного цеха размера и производительности, достаточных для выпуска в год ста тысяч легковых и грузовых автомобилей при работе в две смены продолжительностью семь часов каждая. Также по условиям договора компания Ford Motor Company передавала СССР необходимые патенты, чертежи и командирует на постройку советского завода своих инженеров. Предусматривалось и ежегодное обучение до 50 человек советского технического персонала на заводах Ford Motor Company в США. Срок технического сотрудничества сторон устанавливался в 9 лет, в течение которых Ford Motor Company должна предоставлять СССР все усовершенствования, которые она будет вводить на своих автомобилях.
В свою очередь СССР по договору обязывался в течение четырех ближайших лет, начиная с 1 июня 1929 г., приобрести через «Амторг» 74 тысячи машинокомплектов легковых и грузовых автомобилей Ford на сумму 30 млн. долларов. А также доработка чертежей или методов производства советскими инженерами должны передаваться в распоряжение Ford Motor Company.
Договор 1929 г. оказался выгодным обеим сторонам. Мы получили 72 тысячи новых автомобилей и современный завод. «Форд» обеспечил себе сбыт машин на 4 г., причем 1930-й пришелся на самый пик депрессии, когда в США производство автомобилей уменьшилось на 31 процент. Когда СССР в 1930 г. начал сборку «фордов», заводы компании в США работали порой по 2 - 3 дня в неделю.
Но не только экономическая целесообразность объединяла нас с Фордом. Менталитет российского автомобилиста уже тогда был расположен к фордовским машинам: как-никак, а к 1929 г. они составляли большинство в автомобильном парке СССР. К тому же книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» с 1924 по 1928 год выдержала 9 (!) изданий. Его методами производства, философией, моделями интересовались миллионы людей. И нет ничего удивительного, что в феврале 1935 г. (за три месяца до истечения договора) была подписана в печать книга Н. Беляева «Генри Форд» из серии «Жизнь замечательных людей». Он стал первым зарубежным промышленником, отнесенным у нас к этой категории.
Востановление народного хозяйства после революции 1917 г., и после Великой Отечественной войны, не имело бы такого масштаба, без автомобильноного оснащения. В нашей стране, именно в СССР производство автомобилей преобрело массовый характер. И Генри Форд, без условно, сыграл огромную роль в становлении отечетсвенного автопрома.
Дорогой читатель, спасибо за внимание!