Начало рецензии можно прочитать по ссылке - Опять Ахундова или при чем здесь Коперник?
Итак, продолжим рецензирование. Я опускаю целые разделы книги, в которых утверждается, что большинство статей о Фредди являются клеветническими, а фотографии – фальшивками. Все эти обвинения бездоказательны. Ei incumbit probatio, qui dicit... - Бремя доказывания лежит на том, кто утверждает... (одно из положений римского права).
Также обойду стороной и страницы о поисках тайного и религиозного смысла в песнях группы. Сам Меркьюри говорил, что написание песен это хаотичный процесс: «Я что-то чувствую, у меня появляются идеи, как это выразить, и тогда я приступаю. Трудно объяснить, но моя голова всегда полна идей». «Мои стихи и песни — главным образом вымышлены. Я все выдумываю. Они неземные, воздушно-сказочные. Я не из тех авторов, которые ходят по улицам и вдохновляются увиденным, и я не из тех, кто в поисках вдохновения отправляется на сафари или покоряет горные вершины или делает еще что-то подобное. Нет, вдохновение может посетить меня, даже когда я принимаю ванну», - признавался вокалист «Queen». «Я считаю, что наша музыка - это чистый эскапизм (уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие) , это все равно как посмотреть хороший фильм. Люди могут погрузиться в нее, послушать, забыть на время о своих проблемах, получить пару часов удовольствия - и всё; затем выйти, вернуться к собственным проблемам и когда-нибудь в другой раз снова обратиться к ней… мне нравится, когда люди по-своему толкуют мои песни. На самом деле, все они просто маленькие сказки…». Лично мне почему-то кажется, что Меркьюри был бы очень удивлен, прочитав толкование его песен Ахундовой. И если выбирать между ее трактовками и словами самого Фредди: «В наших песнях нет скрытого смысла, за исключением некоторых песен Брайана. Мне нравится сочинять песни для развлечения, для потребления в современном духе. Публика может выбрасывать их, как использованные салфетки…», я все-таки склонна буду верить ему, нежели той, которая лично с ним не была даже знакома. Кем бы Фредди не был, но он точно не был религиозным фанатиком.
Еще одна тема, которая подробно рассматривается М.Ахундовой – это наркотики. Думаю, что все ее утверждения такие же заблуждения, основанные на обожествлении певца. Развитие наркомании как общественного явления вообще зачастую связывают с развитием рока на Западе. Рок как феномен молодёжной культуры стал развиваться на основе африканской ритуальной музыки – музыки шаманов и колдунов, позволяющей подчинить себе человека, погрузить его в особый чувственный мир, уводящий его в особое изменённое состояние сознания, доставляющее ему сильнейшее удовольствие, близкое к сексуальному. Поэтому неудивительно, что рок музыка соединилась с наркотиками. Утверждение Мариам, что Фредди не прикасался к марихуане по причине зороастрийского воспитания вновь ничем не подкреплено. Что же касается вопроса, почему у него не было наркотической зависимости, могу ответить, что наркотик наркотику рознь. Например, та же марихуана, разрешенная сегодня в некоторых странах, физической зависимости не вызывает.
Многие фанаты вслед за Ахундовой в качестве доказательства того, что Меркьюри не принимал наркотиков, приводят его довольно напряженный график работы. Не опровергая ничего, я только напомню, что. например, у Владимира Высоцкого график работы был не менее напряженным (театр, концерты, в том числе «левые»). Еще раз повторюсь, я пишу не с целью убедить кого-либо, что Меркьюри баловался наркотиками. Вполне возможно, что этого и не было. Но вот для утверждения какого-либо факта настоящему биографу, затрагивающему любую тему, все-таки требуется приводить какие-то доказательства, а не основываться на собственном внутреннем убеждении.
Что вызывает наибольшее неприятие в книге М.Ахундовой, так это обвинение всего окружения Меркьюри в предательстве, подлости, лжесвидетельствах и т.п. Как только она не называет окружающих его людей – и самозванцы, и негодяи, и авантюристы. Мэри Остин, по мнению М.Ахундовой, - монстр, лицемерка, прохиндейка и авантюристка. Считаю, что вопрос их взаимоотношений вообще не следует обсуждать, по меньшей мере, это не тактично и не этично по отношению к самому Меркьюри. Мэри была ему дорога, она была рядом почти половину его жизни до самой его смерти. Напомню, что в 80-е и 90-е годы вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) считался клеймом и «печатью греха», поражающей грешников. Отношение к инфицированным было такое, что люди, охваченные отчаянием и гневом, выходили на улицы с требованиями прекратить демонизацию и травлю заболевших. Целью таких шествий было привлечение внимания к эпидемии, улучшение их медицинского обслуживания, внесение законодательных изменений в пользу ВИЧ-позитивных. В то время о болезни было доподлинно ничего не известно. Большинство людей шарахались от инфицированных как от прокаженных, боясь подцепить заразу. Но только не окружение Фредди, что уже требует уважения.
Удивительным является то, что Ахундова посчитала Брайана Мэя, Роджера Тейлора и Джона Дикона настоящими друзьями Фредди. Хотя, насколько мне известно, позже, увидев интервью Брайана Мэя и Роджера Тейлора, которое они дали спустя несколько дней после смерти Фредди и где не отрицали его привязанностей, Мариам предъявила и Брайану Мэю обвинение в продажности гей-мафии, а заодно и Роджеру Тейлору в том, что он не возразил на «клевету».
Ну а теперь о «гей-мафии». В соответствии с данными Википедии голубая мафия, также гей-мафия (англ. Gay Mafia, Velvet Mafia - дословно «бархатная мафия») - термины, используемые, с одной стороны, для обозначения гипотетической тайной группы влиятельной гомосексуальной элиты, контролирующей индустрию моды и развлечений. С другой стороны, эти понятия часто употребляются по отношению к разнородным группам представителей ЛГБТ-сообщества и их защитников, ставящим своей целью изменение отношения общества к ЛГБТ и отмену дискриминационных законов, касающихся ЛГБТ.
М.Ахундова утверждает, что Фредди Меркьюри в качестве гей-иконы и жертвы СПИДа был выгоден и гей-лобби, и медицинской антиспидовой мафии, и сомнительным «благотворительным» фондам. И вот здесь у меня никак не складывается. Зачем вездесущей гей-мафии использовать образ светлого Фредди, который всегда избегает разговоров о своих пристрастиях. Ведь в то время были не менее известные звезды, к кому было приковано внимание во всем мире и которые не отрицали своей гомосексуальности. Например, тот же Элтон Джон. Тем более, он был замечен и в беспорядочных связях, и лечился от наркотиков. Вот уж где готовый грешный образ. И никаких усилий не нужно было бы принимать.
В общем, в книге М.Ахундовой очень много несостыковок и бездоказательных утверждений. И, на мой взгляд, такое сочинение только усиливает интерес к личной жизни Фредди Меркьюри. В результате вместо обсуждения его гениальности фанаты с пеной у рта обсуждают вопросы, которые он сам предпочитал обходить стороной.
Все это дает мне основание предположить, что цель М.Ахундовой была не столько в обелении личности Меркьюри, сколько в создании прославившей ее очередной теории заговора, которая вызвала в поклонниках и фанатах певца широчайший спектр эмоций – от слепой веры до ироничного стеба.
Один из комментаторов статей о Меркьюри заявил, что М.Ахундова посвятила всю свою жизнь поиску истины, а это значит, что ее утверждения верные. Позволю себе не согласиться. Во времена Средневековья алхимики пытались найти философский камень – некую таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы (превращать свинец в золото). Этому поиску целые поколения посвящали свои жизни. Тем не менее, это оказалось утопией.
Ну и последнее – вы спросите, так при чем здесь Коперник. Все просто – моя рецензия ответ еще одному из комментаторов статей о Меркьюри. Он умудрился сравнить Ахундову с Коперником, учение которого было ярким свидетельством победоносной смелости человеческого мышления и разрушило все здание геоцентрического (а значит, и антропоцентрического) мировоззрения. Напомню, что Коперник был великим астрономом и математиком, и при создании своего учения он опирался на точные науки, а не на предположения вроде «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Завершая рецензирование первого произведения М.Ахундовой, я повторюсь, мое сочинение ни в коем случае не попытка доказать ошибочность ее идей. Это лишь объяснение того, что все ее утверждения очень спорны и не могут трактоваться как непременная истина. Ну а гениальность Фредди Меркьюри неопровержима, не зависимо от наличия или отсутствия подобного рода произведений.
Если кому интересно, то рецензия на вторую книгу «Фредди Меркьюри: Украденная жизнь» появится позже.
Спасибо за внимание!