В свое время женитьба Пушкина на Наталье Николаевне была осложнена тем, что обедневшая семья Гончаровых не имела достаточных средств для приличного приданого. Без него же мать невесты наотрез отказывалась выдавать дочку замуж. Впрочем, отсутствие средств могло быть лишь предлогом для Гончаровых, не горевших желанием выдавать Наталью за не богатого Пушкина.
Приданое Натали
Чтобы не откладывать более долгожданную свадьбу, Александру пришлось заложить собственное имение Кистенёво и одолжить 11 тыс. рублей Гончаровым на приданое. Гончарова-старшая в качестве приданого предоставила закладную на бриллианты, полученные некогда от императрицы Елизаветы Петровны.
Предполагалось, что Пушкин заплатит оставшуюся сумму по закладной и сможет продать драгоценности за значительно большие деньги. Однако, выкупить бриллианты поэт в дальнейшем так и не смог. Особенно нетривиален был свадебный подарок деда Натали Афанасия Николаевича, преуспевшего в проматывании наследства. Вместо доли от заводских доходов, о которых шла речь ранее, молодожены получили от щедрот трехметровую бронзовую статую Екатерины II.
Скульптура была в 70-х годах 18 века заказана у известных немецких мастеров Мейера, Маукиша и Мельцера дедом Афанасия Николаевича Афанасием Абрамовичем по случаю посещения его на Полотняном заводе Екатериной II, благосклонно удостоившая его дозволения установить «всепросветлейший свой монумент». Доставка заказа из Германии заняла три года.
Однако, установить статую сразу не получилось за неимением разрешительного документа из столицы. После воцарения же Павла, чествование Екатерины стало вообще нежелательным.Медная бабушка, как называл скульптуру в переписке Пушкин, переместилась в подвал и была благополучно забыта на много лет, пока Афанасий Николаевич не сделал, наконец, ревизию имущества, соображая, чтобы уделить на приданое старшей внучке.
Судьба медной бабушки
Увязая в долгах, Пушкин безуспешно пытался сбыть скульптуру правительству за 25 тыс. руб. Нашедшийся частный покупатель предлагал за нее 7 тыс., но Пушкин рассчитывал получить за бронзовое изваяние, признанное комиссией Академии художеств шедевром монументальной скульптуры, гораздо больше и опрометчиво отказал. Из-за дороговизны транспортировки, установленная во дворе дома на Фурштатской, статуя продолжала там оставаться и после переезда поэта.
В конце концов скульптуру удалось продать заводчику Берду лишь за 3 тыс. ассигнациями. У нового владельца не доходили руки до установки статуи, и она на протяжении нескольких лет покоилась на заводских задворках. В 1844 г. помещики Екатеринославской губернии Коростовцевы обнаружили ее среди лома, предназначенного на переплавку. Узнав о находке, губернатор Воронцов организовал сбор средств среди дворян и выкупил скульптуру за 7 тыс. серебром.
Отмытая медная бабушка была водружена на Соборной площади Екатеринослава (нынешний Днепр), где и простояла порядка 70 лет. В 1914-ом ее переместили к зданию горного института на новый пьедестал с отпечатком модернизма. После революции скульптуру повалили и бросили возле забора. Опасаясь ее уничтожения, директор исторического музея Яворницкий ночью с помощью студентов закопал статую.
В 1930 году, предчувствую свою скорую кончину, больной Яворницкий раскрывает властям тайну исчезновения скульптуры, ее отрывают и устанавливают во дворе исторического музея. В 1941 году Днепропетровск оказался оккупирован. Трофейная команда, разыскивающая музейные ценности, идентифицировала в бронзовой скульптуре произведение прославленных немецких мастеров.
Медная бабушка, предположительно, отправилась в Берлин в личную коллекцию Геринга, где пребывала до 43-го года. Потеряв часть сырьевых баз, Германия стала испытывать нехватку в цветных металлах, в частности бронзе. Гитлер подписал указ о переплавке государственных и частных бронзовых монументов. По слухам, бронза от переплавленной статуи Екатерины пошла на оснащение нескольких подлодок.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.