Найти тему
Родом-из-детства

Школьная дисциплина вне закона?

1 "В" класс цемзаводской школы г. Спасска-Дальнего Приморского края (фото из альбома 1949 г., который хранится в городском архиве)
1 "В" класс цемзаводской школы г. Спасска-Дальнего Приморского края (фото из альбома 1949 г., который хранится в городском архиве)

Приветствую всех гостей и подписчиков канала! Вчера после давней моей статьи появился комментарий:

-2

Типичное отношение большинства родителей к школе и учителям - негативное. И пишет взрослый человек вполне серьезно... Как смеете, коллеги, стареть, болеть и хотеть кушать? И почему требуете зарплату и не работаете круглосуточно (разумеется, бесплатно)? Особенно "порадовала" обеспокоенная суставами учительница: почему ползком в школу не добиралась, а посмела лечь в больницу?

На каждую реплику комментатора можно дать официальный ответ (некоторые претензии справедливы, и я не буду защищать случайных в школе людей - и таких хватает! Но комментатор явно лукавит - дети у него проблемные).

Я пишу сейчас о другом. Ни слова не сказано, что учебный процесс зависит не только от учителей. Ну, не могу я свои мозги вставить, если дитятко не желает учиться. Или не дала ему природа ума. Сейчас в каждом классе есть дети с ЗПР, ОВЗ и т.п. Базовые знания и навыки с трудом еще можно отработать, но уж подготовить 100-балльника ЕГЭ не получится. Даже до минимального балла не дотянет ребенок.

11 класс. Урок географии. Лежит на парте парнишка, щелкает телефон. "Коля, пожалуйста, открой учебник!". Ответ: "Отстаньте уже от меня! Скажите спасибо, что лежу тихо, не мешаю". Спасибо тебе, Колечка, что стульями не кидаешься! Такая же картина наблюдалась и на остальных уроках. Когда Колечка завалил почти все предметы на ЕГЭ и осенью пошел служить, его мать с пеной у рта проклинала школу и учителей...

Готовимся к учебному году. Как нибудь привыкнем к странным рекомендациям Роспотребнадзора. И снова между строк и слов мелькает негласное указание: не дай Бог не понравиться родителям, без улыбки глянуть на ребенка и поставить ему "2". Надо развлекать, гладить по головке и не напрягать учебой, но чтоб результаты непременно были высокие. Иначе - разборы полетов в гороно, прокуратуре с последующим увольнением. Потому большинству учителей и "фиолетово" все, отвел урок и домой. Лбом систему не прошибёшь!

С ностальгией вспоминают советских учителей: "Вот тогда были ПЕДАГОГИ! Бесплатно после уроков с детьми занимались". Хочется напомнить, что советская учительница вполне официально могла влупить линейкой или указкой - никто и пожаловаться не смел. Наоборот, за жалобы еще и от родителей влетало не слабо. Вот такие правила!

Дальше приведу воспоминания коллеги, чей отец работал в той самой школе с архивных фотографий этой статьи.

6 "Б" класс той же школы (1949 год). Педагоги в среднем ряду. Дети разновозрастные. В 6 классе могли учиться и 12-летние, и 16-летние.
6 "Б" класс той же школы (1949 год). Педагоги в среднем ряду. Дети разновозрастные. В 6 классе могли учиться и 12-летние, и 16-летние.
В 1965 году после срочной службы мой отец, 23 летний парень, устроился на работу в местную школу учителем труда. Благо - руки растут откуда надо, профильное образование не требовалось.
Всегда было интересно, как он держал в классе дисциплину? У нас молодые специалисты слезы ручьем льют, пока наведут хоть малейший порядок на уроках.
"Как держал? Вижу, кто-то напильником в одноклассников тычет. Разговор короткий: открывает лбом дверь и вылетает в коридор. Не понимает с первого раза - процедура повторяется. Идеальная тишина стояла", - рассказывал отец.
"В школе тогда было много учителей мужчин. Все до одного прошли фронт, орденоносцы Великой Отечественной, привычные к строгой военной дисциплине. Пожалуется, бывало, какая нибудь учительница на шаловливого ученика директору или завучу (эти должности в школе занимали мужчины). Смотрим, какой урок у шалуна заканчивается, и заходим к кабинету с трех сторон, отрезая путь к отступлению.
После мужского разговора вопрос о дисциплине у конкретного ребенка больше не возникал никогда.
Ученики очень боялись вызова в кабинет директора или завуча, а еще больше опасались, что обо всем узнают родители, которые не разбирались, кто прав, кто виноват. Так что проблем с дисциплиной в школе не было никогда!"
Идем по улице с отцом, навстречу мужчина: "Ой, здравствуйте Федор Иванович! Как здоровье?" - спрашивает старика. И уже для меня уточняет: "Вот такой учитель был! (поднимает большой палец вверх). Мой любимый трудовик! Я на уроках постоянно лбом дверь вышибал, пока Иваныч уму-разуму научил, сделал из меня человека. Никогда зря не придирался, только по делу. И ведь стал я Человеком, институт закончил!".
Слушала я этот разговор и не могла понять: шутит мужчина, с издевкой говорит или искренне благодарит. Но нет, в глазах никакого недовольства, радость и благодарность.

Ничего у нас не изменится, пока вопросы дисциплины и взаимной ответственности учителей, учеников и родителей за результаты учебной работы не будут распределены пропорционально. Старые учителя, которыми помыкают все подряд, скоро вымрут сами по себе, кто помоложе - уволятся. Кто учить будет? Электронные платформы? Заживем, поумнеем!

pedsovet70@mail.ru