Независимые фильмы ужасов имеют немало ценителей в мире. Делают их и в России. Вспомним два наиболее ярких инди-хоррора, авторы которые уложились в установленный еще в прошлом веке стандарт: у трушного инди-режиссера бюджет – не больше 10 тысяч долларов. Обе работы вышли на экран благодаря способностям авторов фильма своими руками рисовать спецэффекты.
«Споры» – космический зоопарк за три копейки
Действие фильма «Споры» (референсы: «Чужие», «Туман», «Монстро») 2011 года происходит на окраине Омска, на заброшенном заводе: рядом с ним упал метеорит с инопланетными спорами, из которых полезла жуть-муть. Разбираться с ней придется парочке юных бродяг, наряду полиции и пятерым друзьям, ехавшим на шашлыки за город.
Это мощная по масштабу экранного экшна работа, если учесть микробюджет в 4500 долларов. Да и по качеству исполнения – не провал. «Споры» так стремились вырваться из рамок Б-фильма, что им удалось добраться до зрителей Канады, Японии, Германии Великобритании. В театральный прокат России ленту брать никто не захотел, но было несколько премьерных показов в Омске. Сейчас фильм предлагают в онлайн-кинотеатрах.
Сначала кажется, что режиссер Максим Дьячук по бедности ограничится несколькими ящероподобными монстрами. Но нет. Он просто взял и сам нарисовал всех, кого хотел, целый зоопарк пришельцев: крупных, мелких, летающих, прилипших к потолку, ловящих добычу в сеть и т.п. Да, рендеринг слабенький. Да, это «бэшка», но какая! В США могло уйти до миллиона долларов. Часто автора выручает художественное чутье: грамотный монтаж, затемнения, показ монстра частями и т.п.
В этом фильме, безусловно, есть режиссура, есть молодые профессиональные актеры, качественная музыка и универсальный язык без выхода за границы жанра, без попыток играть в арт, касаться российской политики и прочих экспериментов.
Максим Дьячук оказался очень амбициозным автором, фанатично потратившим на съемки 4 года, вдохновившись примером Гарета Эдвардса, который прорвался в Голливуд благодаря отрисованной своими руками любительской битве гигантских монстров.
Он всерьез рассчитывал, что фильм заметят серьезные продюсеры, и последует пара сиквелов (в начала картины астероид взорвался рядом с Земле и распался на три части). Пока этого не произошло, но «Споры» до сих пор остаются одним из самых ярких инди-хорроров России.
«III» – русский привет «Сайлент Хиллу»
Самодельный хоррор «III» Павла Хвалеева для фильма, снятого за классические для инди-режиссеров 10 тысяч баксов, очень крут. Для российского фильма – тем более. Не совсем уж прямо хоррор, не совсем уж страшно-страшно. Это какой-то сюр, психодел, артхаус с отсылками к «Клетке», «Сайлент Хилл» и т.п. Визуальная часть хороша. Ради нее, по сути, все и снято.
Но есть и сюжет. В какой-то абстрактной Европе эпидемия. После смерти матери девушка пытается спасти заболевшую сестру, погрузившись в ее подсознание, где обнаруживаются не побочки от вируса, а демоны.
Актеры на тонировке не справились: звук у фильма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Зрителям в других странах в этом смысле больше повезло: переозвучка или титры спасают ситуацию (в Германии бюджет дубляжа превысил весь исходный бюджет картины). Да, автор – музыкант и, по сути, снял длинный видеоклип на свою музыку на 1:20. Но кого из настоящих любителей жанра это смущает?
К тому же это был 2015 год, когда в стране еще не поднялась волна нового хоррора. И фильм «III», при всей его коленочности, многим пришелся по душе. А в других странах после решения проблем со плохим звуком и актерскими ошибками в репликах картина выглядела уже более выигрышно, съездила на десятки фестивалей, даже что-то получила.
Павел Хвалеев и Александра Хвалеева (сценарист) с этой работой получили возможность продолжать эксперименты в Европе. Их второй фильм «Инволюция» (2018) оказался не совсем хоррором, скорее психоделическим триллером, но сохранил интерес к суровой сюрреалистической графике.
Та же тема – в хорроре «Я не сплю» (Sleepless Beauty) 2020 года. Он обещает стать серьезным событием для жанра в России.
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 1)