В школе учат быть несвободными. Я трачу последние 3 года своей жизни на то, чтобы вновь стать собой, чтобы освободиться от бесконечных "должна" и "надо". И сколько бы я не думала об этой теме, очень много моих привычек было сформировано именно в школе.
На 4м десятке быть свободной я научилась только перейдя в предпринимательство, но именно в этот же период осознала, насколько то, что я делала до этого и как я рассуждала, противоречит самой сути предпринимательства.
Предпринимательство для меня - это про свободу мысли, свободу принятия решений, свободу действий. Но эту свободу ой как нелегко реализовать.
Ну просто нас не учат быть свободными!
Итак, чему же именно нас не учат?
Свободно ли вы принимаете решения?
Свобода принятия решений. Звучит отлично! Никому не хочется, чтобы ему указывали. Но уже на первом предпринимательском шаге - выбрать идею и продукт - сразу начинаются метания. Как выбрать? Как не ошибиться (никак)? Где искать правильный ответ? Только на этом шаге можно застрять на месяцы и годы. Сколько людей, которые мечтают о своем проекте, так и не сделали ни одного шага в сторону мечты? Просто они так и не могут принять это решение...
Много ли осознанных решений мы принимали в своей жизни? Как нас учили это делать в школе? Конечно, никак. В российской школе даже предметы по душе выбрать нельзя. Домашнее задание - дали, выполняй и не рассуждай... После школы - только институт, хорошая работа или такая, куда родители пристроят, семья, дети и т.д.
Доверяете ли вы себе, больше, чем все остальным?
Если же вы продвинулись дальше и уже хотя бы лежите в сторону мечты, настигает новая напасть - кроме вас самих принимать решения вообще некому. И все ответы надо брать из своей головы. А доверяю ли я этой голове так, как я доверяю консультанту Маше? Кажется, не сильно доверяю, а именно - постоянно перепроверяю - в книжках, советах друзей, сплетнях и тп. Опять откладываем действия...
А что вы любите делать? Так, чтобы очень долго и лучше всех?
Дальше наступает время нанять помощника или делегировать. Что делегировать, а что оставить? Что я делаю хорошо сам, а что не очень? Что я люблю делать, а что нет? Вот вы знали, что у вас особенно хорошо получается, когда закончили школу? Или даже когда проработали много лет? Вот у меня всегда хорошо получалось считать (школа заставила). Но только недавно я осознала, что я вообще-то не люблю это делать!
А вы боитесь допустить ошибку?
Ну и, наконец, помяну главный бич предпринимательства. Желание все сделать сразу правильно! То, к чему нас 11 лет приучают в школе - ошибки плохо и всегда есть правильный ответ, наступает прямо на горло любой предпринимательской песне! Вообще-то, ошибки - это хорошо. Это опыт, который иначе получить нельзя. А правильного ответа вообще нет.
Чтобы стать успешным предпринимателем, нужно полюбить ошибки! Звучит по-уродски после окончания нашей школы, не так ли?
Поэтому мои дети не ходят в школу.
Вот поэтому я разлюбила школу. Не учат там быть свободными. И ладно бы просто не учили - ну нет предпринимательского предмета и ладно, сами доучимся. Но неееет - они затаптывают свободу на корню:
- Уникальность каждого - не, не слышали. У кого пятерки - молодец, а у кого не пятерки - соответственно, не очень.
- Выбирать, что тебе делать, а что нет - за тебя все давно решили.
- 'Нравится - не нравится' - никто не спрашивает.
Вот и получается, что совместить школу и свободу просто невозможно.
Мы для своих выбрали свободу. Им не обязательно быть предпринимателями, но по крайней мере они сами смогут принять решение.
Ну и надеемся, что школа изменится со временем. Все-таки хотелось бы, чтобы детей учили быть свободными.