Найти в Дзене
малоизвестное интересное

ИИ Китая и США - далеко не одно и то же

Оглавление

Станет ли это решающим фактором их противостояния

Источник: https://www.dallasnews.com/opinion/commentary/2020/08/16/how-to-make-the-21st-century-another-american-century/
Источник: https://www.dallasnews.com/opinion/commentary/2020/08/16/how-to-make-the-21st-century-another-american-century/

Настоящий пост о том, почему к 100-летию КНР в 2049 юань и мандарин, а не доллар и английский могут стать общепринятыми для всего человечества.

Резюме таково

✔️ Превосходство в технологиях искусственного интеллекта (ИИ) становится ключевым условием обладания статуса сверхдержавы в 21 веке.
✔️ Считается, что в области ИИ два ключевых преимущества Китая — колоссальные объемы данных и авторитарный режим.
✔️ В США хотят нейтрализовать эти преимущества сменой госстратегии в области ИИ, устанавливая главными приоритетами обновленной стратегии:
 —  обесценивание превосходства в объеме данных для машинного обучения, путем соверщенствования алгоритмов и архитектур;
 — централизацию управления R&D за счет передачи лидерства в этой области от частного бизнеса к государству (как это было во времена Манхэттенского проекта).
✔️ Однако, главное преимущество Китая вовсе не в объеме данных и авторитаризме. США, как и весь западный мир, не хотят видеть, что китайский и западный подходы к ИИ имеют принципиальные отличия, дающие потенциальное преимущество Китаю. И эти отличия не компенсируются предложенными изменениями в госстратегии США.

Как в США хотят улучшить ИИ стратегию

3автра Центр двухпартийной политики США представит свои рекомендации по национальной стратегии ИИ для Конгресса США. Суть рекомендаций такова. 

Для сохранения статуса единственной сверхдержавы в 21 веке, США обязаны сохранить первенство в ИИ. И сделать это нужно во что бы то ни стало. Иначе Китай и Россия замесят США и низвергнут их с Олимпа.

Чтобы разобраться в деталях рекомендаций Конгрессу, можно прочесть четыре сопроводительных отчета, перейдя по приведенной выше ссылке. А можно сэкономить время, прочтя лишь меморандум «Как сделать 21 век еще одним веком Америки», опубликованный на этой неделе одним из двух лидеров проекта Уиллом Хердом — конгрессменом от Техаса, сделавшим карьеру в качестве тайного сотрудника ЦРУ, «останавливая террористов, предотвращая кражу наших секретов российскими шпионами и выводя из бизнеса распространителей ядерного оружия».

Уильям Херд. Конгрессмен от Техаса (три  срока). По образованию IT-шник. В когрессе США считается «ведущим голосом по вопросам государственных технологий». Работал агентом ЦРУ под прикрытием в Афганистане, Пакистане и Индии.
Уильям Херд. Конгрессмен от Техаса (три срока). По образованию IT-шник. В когрессе США считается «ведущим голосом по вопросам государственных технологий». Работал агентом ЦРУ под прикрытием в Афганистане, Пакистане и Индии.

«Меморандум Херда» прям и конкретен:

  • К 100-летию КПК в 2049 в мире будут царить либо мандарин и юань, либо английский и доллар.
  • Китай — «плохой парень», и план его сдерживания должен быть предельно жёстким.
  • Ни нынешняя, ни предыдущая администрация не смогли выполнить этот принцип.
  • Только доминирование в ИИ обеспечит США сохранение статуса доминирующей боевой силы в мире.
  • Чтобы не потерять преимущество в передовых технологиях, нужно кратно наращивать федеральные расходы на R&D и обеспечить здесь альянс частного бизнеса с государством при лидерстве последнего.

На первый взгляд, этот меморандум выглядит резонным. Но зададимся вопросом — хватит ли этого для первенства США в ИИ? Судя по тому, что США до сих пор не понимают истинного источника преимуществ Китая в этой области, действий в духе «Меморандума Херда» может оказаться недостаточно. США (и всему Западу) необходимо понять, что «китайский ИИ» и «западный ИИ» — далеко не одно и то же.

В чём специфика китайского подхода к ИИ

У меня давно не доходили руки написать о том, насколько велика эта разница в подходах к ИИ. А теперь уже и не нужно. Ибо это превосходно сделала Бин Сон — главный редактор сборника “Intelligence and Wisdom: AI Meets Chinese Philosophers”, занимающая позицию вице-президента и директора Центра Китая в Berggruen Institute (подробней об этом уникальном и крайне интересном институте читайте в моем посте «На смену человечеству идет новый вид. Каким он будет, зависит от Китая, если Запад, наконец, не одумается»).

Bing Song Vice President, Director, Berggruen Institute China Center
Bing Song Vice President, Director, Berggruen Institute China Center

В только опубликованном великолепном эссе «ИИ в свете древнекитайской философии» Бин Сон пишет о том, что остается скрытым от глаз большинства даже самых проницательных экспертов по ИИ. Понять, насколько различны китайское и западное отношение к ИИ, можно, посмотрев через призму различий их оценок потенциальных рисков использования ИИ.

Источник: https://www.noemamag.com/applying-ancient-chinese-philosophy-to-artificial-intelligence/
Источник: https://www.noemamag.com/applying-ancient-chinese-philosophy-to-artificial-intelligence/

✔️ Для Запада ИИ — источник экзистенциальных рисков, а для Китая — исключительно мощный инструмент (типа лазера), применять который нужно осторожно, ибо он становится опасным при неумелом или злонамеренном применении.

✔️ Для Запада ИИ — соперник человека, а для Китая — даже не партнер, а лишь сильно продвинутое средство достижения старых и, главное, - открытия новых целей (типа все того же лазера).

✔️ Для Запада нужно срочно разрабатывать мораль для ИИ, а для Китая очевидно, что невозможно сделать «морально здоровый ИИ», если люди сами не будут этически рефлексивны и ответственны.

Причина этих радикальный отличий в философских основах общества (христианство на Западе; конфуцианство, даосизм и буддизм в Китае), сформировавших за многие поколения разное понимание места человека в мироздании и разное отношение индивида к обществу.

Эта разница формирует в китайском и западном обществах (и в конкретных их представителях: ученых, инженерах, политиках, военных) разные “ядра патернальных культур” —  разные сочетания врожденных представлений, ценностей, норм, идей (подробней см. в великой книге Карла КантораДвойная спираль истории: Историософия проектизма”). 

Карл Моисеевич Кантор — советский и российский философ и искусствовед
Карл Моисеевич Кантор — советский и российский философ и искусствовед

В результате, в западном и китайском обществах складываются различные представления о том, “что такое хорошо, и что такое плохо” в области технологических инноваций в целом и, в частности, в области ИИ.

  • На Западе царит антропоцентризм. Человеческие существа рассматриваются отдельно от природы и выше ее. Homo sapiens, с их уникальной рациональностью, самосознанием и субъективностью, ставятся выше других животных, растений и других форм жизни.
  • В Китае царит неантропоцентризм. Ни одна из трех господствующих школ китайской философии не ставит человека на первое место во Вселенной. Люди могут процветать и жить устойчивой жизнью, только если они следуют законам природы и достигают единства природы и человека.
  • В Китае индивид не выделяет себя из общества (Я — это ОНИ). Как это сформулировал К.Кантор, — общество безраздельно господствует над индивидом прежде всего в его сознании, и только поэтому он умаляет себя перед обществом, перед всем, что это общество олицетворяет, — перед вождями, шаманами, символами.
  • На Западе индивид обособился от общества и противопоставляет себя ему (Я против НИХ). Снова цитируя К.Кантора, — этот индивид находится в состоянии постоянной борьбы со всем светом, с обществом, с другими людьми и с самим собой.
  • На Западе ИИ трактуется как интеллект, которому суждено догнать и превзойти человека.
  • В Китае мало кого убеждает перспектива превосходства машинного интеллекта над человеческим. По их философии, люди всегда жили среди иных форм существования, которые могут быть более способными в некоторых отношениях, чем люди. Кроме того, ИИ не является “естественным” развитием человеческого интеллекта, поэтому, с точки зрения единства человека и природы, ИИ разработка должна руководствоваться, а иногда и подавляться уважением к естественному образу жизни.
  • На Западе развитие ИИ движимо стремлением к максимальному созданию богатства и необузданному индивидуализму.
  • В Китае социальное благо начинается в индивидуальном самосовершенствовании и связано с ним. ИИ при таком подходе становится помощником государства в деле совершенствования индивидов для максимизации социального блага (отсюда и полная толерантность к всеобщему наблюдению Большого брата и никаких моральный страданий граждан от проживания во всекитайском паноптикуме).
✔️Из вышесказанного следует, что там, где Запад упирается в частокол труднопреодолимых проблем в развитии и применении ИИ, у Китая подобных проблем в принципе нет.

Список таких проблем обширен. Вот лишь некоторые: приватность, конфиденциальность, права на данные, ограничение свобод индивида и бизнеса, примат общечеловеческих ценностей, этические ограничения при достижении целей, согласование моральных принципов сторон, юридическая ответственность, общественное благо.

Отсутствие у Китая большинства из перечисленных факторов, сдерживающих развитие и внедрение технологий ИИ на Западе, может превратиться в решающее преимущество Китая в борьбе за статус мирового ИИ лидера и связанного с этим признания сверхдержавой №1. 

И здесь нужно особо отметить, что роль перечисленных сдержек нарастает по мере совершенствования технологий. Пока объемы онлайн операций были ограничены, число самоуправляемых авто на улицах составляло десятки, а востребованность массового отслеживания передвижений граждан отсутствовали, — главное преимущество Китая оставалось номинальным. Теперь, когда онлайн операции начали доминировать над офлайном, число самоуправляемых авто на дорогах неуклонно растет, а массовое отслеживание за передвижениями граждан превратилось во всеобщий приоритет, — главное преимущество Китая уже в ближайшие годы станет не просто ощутимо, но и превратится в основной фактор, определяющий скорость развития технологий ИИ.

Так что намерения США навалиться на Китай финансированием и хитрой стратегией R&D могут не сработать. Еще Сухов, комментируя ограниченную применимость западных подходов, заметил: «Восток — дело тонкое».

P.S. О том, почему на открывающей пост картинке место России столь невелико, надо бы написать отдельный пост.

________________________________

Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Яндекс Дзен ;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь