Всем привет! Не люблю я конкурсы, по правде говоря. Конкурсы – это что-то неизменно грустное.
Даже если выигрываешь в конкурсе – то получаешь порцию зависти от менее удачливых участников. И, хоть нам и внушали с детства, что главное – не победа, а участие, всё же мало кто во взрослом возрасте действительно бывает согласен с этой «прописной истиной». А, стало быть, истина эта – не такая уж и истина вовсе. «Истины абсолютны и вечны, то есть не имеют с жизнью ничего общего», - написал однажды немецкий культуролог Освальд Шпенглер.
Не выигрываешь в конкурсе – расстраиваешься. Либо сам начинаешь завидовать другим, более успешным конкурсантам. Но исход снова тот же – ты снова расстраиваешься.
Вы когда-нибудь задумывались об этимологии словосочетания «утешительные» призы? Откуда есть пошли эти утешительные призы? И почему именно утешительные?
Утешительные. Чтобы утешиться. Читай: найти успокоение, испытать облегчение. Из чего логически следует, что, в противном случае, человек должен чувствовать беспокойство или тяжесть на душе.
Но этот пост – не про призы и поощрения. На самом деле он – про детскую психологию. Вы спросите: а причём тут, собственно говоря, какая-то детская психология? Начали за здравие, а закончили за что-то другое.
Я люблю детскую психологию за тот потрясающий присущий ей редукционизм. Она будто бы срывает со взрослого налёт социальных норм, обнажая то, что, на мой взгляд, есть внутри каждого. Нашего внутреннего ребёнка – наивного, чувствительного, слабого, беззащитного. Крохотное создание, настороженно смотрящее на окружающий мир своими большими, широко раскрытыми глазами и жаждущее признания и одобрения.
Приведу пару примеров, как проводятся порой эксперименты с участием детей (возраст – от трёх лет). Допустим, Вася и Петя рисуют домик на листке бумаги. Затем приходит взрослый (он же – экспериментатор) и начинает усердно нахваливать одного из детей. Что делает второй?
На самом деле, он ничего не делает. Он пребывает в состоянии растерянности и полного смятения. «Что я делаю не так?» - мысленно вопрошает маленький мальчик. Затем тот же самый вопрос он задаёт взрослым. «Неужели мой домик – некрасивый?» - спрашивает Вася. На глазах малыша выступают слёзы. Слёзы ручейками катятся по щекам, впоследствии превращаясь в самый настоящий ливень. «Чем я хуже?» - не перестаёт спрашивать мальчик.
Это одно из проявлений такого феномена, как конкуренция. Пока ребёнок плачет, у экспериментатора встаёт вопрос (чего только ни сделают ради науки): а многое ли поменяется, когда Петя вырастет? Вырастет ли вместе с маленьким Петей плотная броня вокруг него? Делающая Петю пуленепробиваемым и безэмоциональным?
С возрастом мы привыкаем, что эмоции – это плохо по своей сути. Эмоции якобы заглушают разум и мешают нам действовать рационально (но об этом позже). Даже если любые эмоции и не плохи сами по себе, то всё же показывать свою слабость, боль, отчаяние – это путь в никуда.
И, как бы ни было грустно это признавать, люди, утверждающие нечто подобное, отчасти правы. Смещённая агрессия существует и среди животных. И представители вида Homo sapiens в этом отношении, надо сказать, не так далеко ушли от своих ходящих на четвереньках предков.
В качестве примера можно было бы привести типичный механизм формирования травли в коллективе. Механизм этот прост: в коллективе нарастает напряжение, на фоне которого группа бессознательно начинает искать «козла отпущения», на котором впоследствии вымещаются обиды за все грехи человечества. Таким «мальчиком для битья» (или же - девочкой) становится, как правило, наименее сильный и наименее социально защищённый «счастливчик». Как видите, люди иногда – те ещё звери.
Но вернёмся к Пете. Сможет ли Петя когда-нибудь стать абсолютно нечувствительным к подобного рода вещам? Я полагаю, что вряд ли. В глубине души взрослые могут чувствовать в подобной ситуации всё то же самое, что чувствуют дошкольники из описанного выше примера.
Конечно, хорошо, когда жизнь помогла нарастить «броню» (в хорошем смысле этого слова), а внутренние дефициты восполнены. Но внутренний ребёнок, тем не менее, продолжает жить своей жизнью в каждом из нас.
...
Благодарю всех, кто оставался со мной.
До новых встреч, ещё увидимся!