Мужчина купил подержанный автомобиль Хендай санта фе 2016 г. выпуска. Через несколько месяцев после покупки у автомобиля забарахлил двигатель. Гарантийный срок еще не истек, и он обратился в автосервис при автосалоне. В автосалоне произвели ремонт, но несколько превысили сроки (всего 7 дней).
И вот тут вопрос: что бы сделали вы в такой ситуации? Вероятно, поругались бы поругались и просто забрали отремонтированную машину.
Но наш герой поступил иначе. Мужчина потребовал от автосалона произвести замену отремонтированного автомобиля на новый.
Как вы думаете, что было дальше?
Конечно, автосалон отказал в замене и предложил мужчине забрать отремонтированный Санта фе. Тогда мужчина обратился в суд и потребовал: 1) заменить его автомобиль на «новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении этой же марки (модели, артикула), который есть в производстве на сегодняшний день», 2) взыскать с автосалона неустойку в размере 1 669 800 рублей, 3) взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, 4) взыскать штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю.
А не слишком ли жирно? Прежде чем делать выводы, хочу обратить ваше внимание на Закон РФ О защите прав потребителя 1992 г.
В ст. 18 Закона предусмотрено, что потребитель товара, обнаруживший в нем недостаток, имеет определенные права. Эти права различаются в зависимости от статуса самого товара, а именно: является ли товар «просто товаром» или же он является «технически сложным товаром».
Для определения статуса товара Закон отсылает к Постановлению Правительства от 10.11.2011 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», в котором указано, что «автомобили легковые» относятся к технически сложным товарам.
Возвращаясь к ст. 18 выясняем, что потребитель обнаруживший недостаток в технически сложном товаре имеет право:
А) отказаться от исполнения договора
Б) предъявить требование о замене товара
Но все это только в течение 15 дней с момента покупки товара. В нашем случае 15 дней давно истекли к моменту появления проблем с двигателем. Однако нормы предусматривают в качестве исключения еще случаи, когда покупатель имеет право на отказ от договора или на требование о замене. И таких случая целых три:
1) Если обнаружен существенный недостаток товара
ИЛИ
2) Если был нарушен срок устранения недостатков товара (срок ремонта)
ИЛИ
3) Если товар было невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В нашей истории как раз имела место ситуация под п. 2 – был нарушен срок устранения недостатков товара. А каким должен быть этот срок?
Ответ на этот вопрос содержится в ст. 20 Закона О защите прав потребителей.
Согласитесь, норма о сроке сформулирована достаточно витиевато, но из нее можно почерпнуть следующее. Стороны могут заключить соглашение и указать срок (но не более 45 дней) или стороны могут не заключать соглашение, и тогда ремонт нужно будет сделать незамедлительно. Самое интересное, что на практике суды используют в качестве предельного срока срок в 45 дней и для случаев, когда соглашения нет.
Вернемся к машине и ее ремонту. Мужчина передал машину на гарантийный ремонт 13 июня 2019 г. Соглашение о сроке заключено не было. По прошествии 45 дней, т.е. 28 июля 2019 г. отремонтированную машину ему не вернули. Ее вернули только 5 августа, то есть через 7 дней (всего через 7 дней!) после окончания срока ремонта. Но владелец машины отказался ее забирать. К тому времени, а именно 30 июля он уже подал автосалону заявление о замене автомобиля на новый.
В суде, а дело рассматривалось в районном суде Краснодарского края, истец подтвердил свои требования следующими документами: актом приема-передачи автомобиля от 13 июня 2019 г., уведомлением о готовности автомобиля к выдаче от 05 августа 2019, заявлением о замене автомобиля на новый от 30 июля 2019 год. Судья посчитала доводы истца и представленные им доказательства достаточными для удовлетворения исковых требований. В результате было принято решение «обязать Автосалон заменить принадлежащий мужчине, но находящийся в автосалоне, автомобиль марки Hyundai Santa Fe 2016г.выпуска, базовой комплектации «Comfort FL» на новый, то есть не бывший в употреблении автомобиль Hyundai Santa Fe базовой комплектации Lifestyle с дизельным двигателем, серебристого цвета.
Что важно учесть!
· Автосалон не оформил соглашение о сроках ремонта
· Автосалон превысил 45-дневный срок
· Ключевые даты: дата передачи на ремонт, дата уведомления об окончании ремонта.
· Истец представил письменные документы, подтверждающие ключевые даты.
P.S. На самом деле ответчик не воспользовался своей возможностью, вытекающей из того, что не было заключено соглашение о сроках. Можно было настаивать, что тот срок, в течение которого проходил ремонт (т.е. 45 + 7 = 52 дня) и есть самый что ни на есть «незамедлительный, минимальный, объективно необходимый для устранения недостатков с учетом обычно применяемого способа». Однако ответчик признал срок пропущенным и выбрал совсем другую тактику, которая себя не оправдала.
P.S.S. Если вы хотите познакомиться с судебным решением в полном объеме, напишите в комментариях и я оставлю ссылку на дело.