Найти тему
Study with joy

Мой любимый ЕГЭ по литературе. Ресурсы, советы и мотивация.

Красивое фото для обложки. Дальше будут только полезные материалы:)
Красивое фото для обложки. Дальше будут только полезные материалы:)

Всем привет! В 2020 году я сдавала ЕГЭ по литературе. Вот уже несколько дней меня не отпускает непреодолимое желание поделиться с миром ресурсами интернета, которые сделали самостоятельный процесс подготовки интересным и вдохновляющим, а также некоторыми советами, построенными на основе личного непростого опыта. Я решила послушать зов своей души и впервые написать статью на Дзене. Желаю вам приятного чтения!

Подготовку желательно начать с
разбора структуры экзамена. Это позволят сделать документы с сайта ФИПИ и пара видосов на ютубе, где знающие люди подробно рассказывают о тонкостях и толстостях структуры: https://www.youtube.com/watch?v=1aHdtrDW12Q.
В процессе подготовки вы постепенно все лучше станете понимать нюансы заданий, но на первое время будет достаточно приятного знакомства.

Затем следует посмотреть список проверяемых произведений, который содержится в кодификаторе. Вы можете распределить все произведения на три группы: читал и хорошо помню содержание; читал, но плохо помню содержание; не читал. На мой взгляд, важно сразу выделить именно те произведения, которые не были прочитаны, чтобы понять, на что предстоит делать упор. Время на подготовку, кстати, напрямую зависит от количества непрочитанных произведений. Чем их больше, тем больше времени вы потратите на чтение.

На этом этапе уже можно "расчленить" ЕГЭ приблизительно таким образом: теория литературы и нарешивание тестовой части, работа с прозаическими произведениями, работа со стихотворениями, создание банка аргументов и написание пробников/сочинений.

1. Теория и тесты. Это часть мне кажется самой простой (хотя и там есть подводные камни), но, несмотря на это, я предлагаю начать подготовку с нее. Теорию лучше изучить сразу, так как она помогает понять некоторые важные механизмы и закономерности развития литературы. Уже потом, изучая произведения, вы скажете себе спасибо за то, что заранее разобрались в хитросплетениях литературных направлений и течений)).
Вы можете найти много сайтов с теорией, но она там в основном в таблицах и не очень интересная. В плане подачи материала я могу посоветовать пособие Скубачевской, в котором вся информация по теории находится в самом начале:
https://vk.com/doc42870815_448346262?hash=10b3d6868a5..
и сайт
https://lit-ege.ru/teorija-po-kodifikatoru-egje/
Важно заметить, что все проверяемые термины указаны в кодификаторе перед списком литературы. Вы можете для своего личного спокойствия изучить и заучить все, что будет в справочниках, ведь эти знания несомненно полезны, однако можете обойтись и "кодификаторским" минимумом. Кстати, из пункта 1.14 (теория по поэзии) достаточно разобрать виды рифмовки и стихотворные размеры (эта тема традиционно считается одной из самых сложных, так что ловите видео, которое поможет вам научиться определять размер:
https://www.youtube.com/watch?v=u7_mXvvgsTM&t=105s ).
Как прорабатывать теорию? Лучше всего записывать в отдельную тетрадь и время от времени повторять темы.
Когда вся теория изучена, можно начать набивать руку на тестах. Я советую решать их в течение всего времени подготовки хотя бы несколько раз в месяц и использовать для этого открытый банк заданий на сайте ФИПИ. Задания, в которых вы допутили ошибку, фиксируйте в тетради, чтобы запомнить правильный ответ.

2. Работа с прозой состоит из нескольких этапов: чтение, анализ, создание цитатников и повторение конспектов. Удобнее всего разбирать произведения в том порядке, в котором они даны в кодификаторе, и читать их непосредственно перед анализом. Есть произведения, которые при отсутствии времени или желания можно не разбирать. Это вся литература второй половины 20 века, "Доктор Живаго", "История одного города", "Белая гвардия", произведения Лескова и Платонова (изучение обзорное, то есть необязательное:)

Усиленный мыслительный процесс начинается, как только вы открыли книгу и начали ее читать. Помните, что вы должны будете прийти на экзамен с пустыми руками, неся все необходимые знания в голове. Читая, выделяйте в тексте цитаты (это супер-важно, ниже я объясню, почему), закладками отмечайте важные для понимания произведения эпизоды и пр. В этом плане собственная бумажная книга-лучшее решение, но есть приложения, в которых доступна функция выделения страницы в закладку и части текста в цитату. Старайтесь все запоминать и перерабатывать информацию. Что касается аудиокниг и экранизаций, лучше заменить на них чтение, только если вы уже знакомы с текстом и если речь идет о драматическом произведении (постановки делают строго по тексту). В противном случае лучше сначала прочитать произведение, а потом при наличии времени посмотреть экранизацию.

Мои любимые постановки и аудиокниги:
https://www.youtube.com/watch?v=YEzBqgKmbDM
"Недоросль"
https://www.youtube.com/watchv=CcVATTgseQo&t=481s
"Горе от ума"
https://www.youtube.com/watch?v=oUDTjAwkQXY
"Вишнёвый сад"
https://www.youtube.com/watch?v=XqeUZlUPbFY
https://www.youtube.com/watch?v=ZsxflLfy9TY
"На дне"(в двух частях)
https://www.youtube.com/watch?v=HykkSSdeyk0
"Ревизор"
https://akniga.org/mertvye-dushi-nikolay-gogol-radios..
"Мертвые души", аудиоспектакль
https://www.youtube.com/watch?v=RoaZFOg_M84
Поэма "Двенадцать", для любителей неклассических постановок
https://www.youtube.com/watch?v=P--7yKgBfro
"Реквием", читает А. А. Ахматова

Вторым этапом работы над произведением является его анализ. Это интереснейший процесс, который отнюдь не ограничивается чтением пособий по подготовке, ведь существует большое количество разнообразных ресурсов. Ведение бумажных или электронных конспектов станет вашим любимым занятием, если вы найдете подходящие для вас источники информации. Вот мои "любимки":
1)
https://polka.academy/
Обращайте внимание не только на статьи, но и на ссылки после этих статей.
2)
https://interneturok.ru/
Советую зарегистрироваться на сайте, тогда вам откроется возможность смотреть дополнительные видеоурока и выполнять тесты.
3)
https://resh.edu.ru/
Короткие, но очень информативные видеоуроки, сопровождающиеся текстовой информацией.
4)
https://arzamas.academy/ + https://arzamas.academy/courses#literature
5)
https://lit.1sept.ru/urok/
Здесь вы найдете очень много больших и маленьких статей по всем произведениям. Можете использовать информацию с этого сайта в качестве дополнения.
6)
https://www.youtube.com/channel/UCdYbY2CAbai8p4tGs2ar..
"Открытый урок с Дмитрием Быковым"
7)
https://www.youtube.com/channel/UCbgkd3KGdhag_06KZjoK..
https://www.youtube.com/c/ЛитератураонлайншколаСОТКА/..
Онлайн-школы "Умскул" и "Сотка". Советую смотреть их видео про структуру экзаменов, брать на заметку советы по подготовке.
8)
https://www.youtube.com/watch?v=5wW2dout7vg&list=..
Видеоуроки по произведениям 11 класса.
9)
https://www.youtube.com/watch?v=H9HxypmI53s&list=..
Плейлист видеоуроков по произведениям школьной программы. Советую обратить внимание на видеоуроки по поэзии.
10)
https://www.youtube.com/watch?v=m0u77olb7Qw&list=..
Старые, но информативные видеоуроки. Есть информация как по теории, так и по произведениям из кодификатора.
11)
https://www.youtube.com/c/Gogina/videos
Лекции от Любови Гогиной. Советую смотреть ее "Содержательные анализы", если вы не успеваете прочитать произведение или читали его давно (я смотрела видео по "Тихому Дону", потому что за несколько месяцев многое забыла).
12)
https://s.11klasov.ru/22-russkaya-literatura-v-tablicah-i-shemah-9-11-klassy-kruteckaya-va.html
Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.

Еще один важный этап работы над произведением. Нужно, пользуясь вашими собственными заготовками (не зря же вы отмечали важные моменты в тексте!), составить цитатник по каждому произведению:

Автор, жанр и направление, название произведения
Имя героя
Цитаты: "....."
Имя героя
Цитаты: "...."
И т.д.

-2

Такой цитатник поможет вам запомнить основную информацию по произведению(имена героев, жанр). А если вы будете почаще повторять его, то запомните некоторые отрывки текта, которые после используете при написании сочинений и получите высшие баллы по критерию "Привлечение текста". Помните, что вам не нужно учить огромные цитаты, достаточно несколько коротких выражений для каждого героя. Вы можете встретить такие выражения в тексте и запомнить их, потому что они покажутся вам интерсными (я легко запомнила высказывание купцов про Сквозник-Дмухановского: "Не по поступкам поступает", потому что оно меня очень повеселило)). Также в текстах произведений встречаются крылатые фразы, которые широко известны (например, высказывание Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно"). Еще легче дело обстоит с пр-ями, написанными в стихотворной форме: цитаты из них учатся как стихи.
Когда вы уже закончили работу над произведением, не забывайте про него, повторяйте ваши записи и цитатники, чтобы вся необходимая информация крепко засела в памяти.

3. Работа со стихотворениями. Есть несколько важных моментов, которые я хотела бы прояснить:
*Учить ВСЕ стихотворения не нужно! Ваша самая важная и сложная задача состоит не в том, чтобы зазубрить стих-я из кодификатора, а в том, чтобы научиться анализировать поэзию. В этом вам очень поможет сайт
https://a4format.ru/ Просто распечатайте стихотворения, представленные в кодификаторе, и прямо на распечатках рядом со стихотворением выписывайте самую важную информацию из файлов.

Мне почему-то было удобнее писать карандашом, хотя все конспекты я веду ручками.
Мне почему-то было удобнее писать карандашом, хотя все конспекты я веду ручками.

Лучше сделать так со всеми стихотворениями, но можно не учить каждое. Дело в том, что стихотворения понадобятся вам в задании 16, где дается определенная тема (например, поэт и поэзия, мотив одиночества в лирике и т.д.). Просто убедитесь, что вы выучили по три стихотворения на каждую тему (список тем по лирике можете составить самостоятельно, пользуясь открытым банком заданий ФИПИ), и тогда удача у вас в кармане.
*Многие ленятся учить стихотворения целиком и считают, что достаточно знать несколько строк. Я против такого подхода, потому что этих самых нескольких строк может быть недостаточно, чтобы полноценно раскрыть тему. Лучше выбрать стихотворения поменьше, но выучить их целиком, чтобы в голове не образовалась каша.
*Можно ли учить стихотворения не по кодификатору? Да, можно, если они написаны известными классиками. Если вы уже знаете какие-то стихотворения, смело добавляйте их в персональный кодификатор, потому что они вполне могут пригодиться вам при написании сочинений.
*Лучший лайфхак для запоминания стихотворений- создать плейлист в вк и слушать аудиозаписи как можно чаще в течение 2-3 месяцев. У меня есть такой универсальный плейлист, который вы можете посмотреть и добавить к себе (ссылка на страницу вк:
https://vk.com/idbga ). Альттернативный способ: записывать собственное прочтение на диктофон и слушать в свободное время (пока едете в автобусе, гуляете с собакой, моете посуду и т.д.). Если же вам нравится выразительно читать стихотворения, попробуйте записывать себя на камеру: так вы надолго запомните понравившиеся строчки, порадуете подписчиков в соцсетях и привнесете немного творчества во вполне прозаический процесс:)
*На мой взгляд, лучше разбирать стихотворения вместе с другими произведениями автора и придерживаться четкой последовательности (все по кодификатору). Также важно изучать особенности поэзии разных авторов, так как это может пригодиться вам в 17 сочинении(там бывают темы и по лирике).

4. Создание банка аргументов к темам по лирике(16 задание), прозе(9 задание) и к 17 заданию. Лучше всего начать это дело уже после того, как вы изучили весь кодификатор. Одного месяца интенсивной работы должно быть вполне достаточно для того, чтобы успеть составить банк аргументов и "набить руку" на написании сочинений.
На мой взгляд, удобнее всего составлять банк аргументов в электронном варианте. Для этого вам нужно только копировать темы из интернета (лучше всего из открытого банка кимов сайта ФИПИ), вставлять их в файлы и ниже писать ваши аргументы. Когда наберется много таких аргументов, можете сгруппировать их по произведениям или темам (любовь, поэт и поэзия, гражданская война и пр.) Если вы видите сложную тему, не пугайтесь и не игнорируйте ее, ведь именно она может попасться вам на ЕГЭ. Продумайте стратегию ответа, используя интернет и собственные знания. Прекрасные таблицы на сайте
https://mylektsii.su/7-87443.html помогут вам с составлением банка аргументов.

Кусочек из банка аргументов к 17 заданию.
Кусочек из банка аргументов к 17 заданию.

А так выглядит банк аргументов к поэзии. Если кому-то нужны будут мои наработки, я оставлю ссылки в комментариях.
А так выглядит банк аргументов к поэзии. Если кому-то нужны будут мои наработки, я оставлю ссылки в комментариях.

5. Написание сочинений. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Нужно написать хотя бы несколько пробников, чтобы почувствовать время и понять, хватает ли вам его. Важно, чтобы ваши работы кто-то проверял (не писать "в стол"), ведь так вы сможете обратить внимание на ваши частые ошибки и страдающие критерии. К вашим услугам прекрасный сайт https://neznaika.info/ Да, вам придется заплатить за проверку, но зато вы будете более уверены в своих силах:)

Пунктуация в цитатах. Жутко спорный вопрос, но я нашла ответ и на него. Вам не нужно воспроизводить все авторские знаки в стихотворениях. Достаточно расставить их в соответствии с современными нормами русского языка. Проверяющие не должны снижать баллы за то, что вы где-то вместо точки с запятой поставили просто запятую. А вот за точностью цитаты стоит внимательно следить: если она не косвенная, то все слова должны быть строго по тексту.

Напоследок хочется пожелать удачи всем, кто отважился сдавать экзамен по литературе. Вы настоящие смельчаки и везунчики! Помните, что вам может быть и должно быть интересно, стоит лишь найти себя в процессе подготовки. Не расстраивайтесь при столкновении с неудачами. У меня тоже случались взлеты и падения, мотивация не всегда присутствовала, но зато теперь, по прошествии многих дней, я благодарна судьбе за прекрасную возможность проверить себя на работоспособность, вывести свои знания на новый уровень и поделиться ими с людьми.

Надеюсь, статья была вам полезна. Дерзайте, у вас обязательно все получится!

#
егэ 2020

#егэ по литературе

#подготовка к егэ

#образование