Всем привет. Под моей статьей про работу трехфазного двигателя в однофазной сети, один пользователь предложил интересный вариант самодельной схемы. С его слов она будет обеспечивать работу двигателя при том-же питании, но с более высоким КПД. Сам принцип описан очень занимательно:
В профиле видно, что он почти под каждой подобной темой оставляет похожее сообщение. Наверное человек неплохо разбирается в том, что пишет. Например учтены диоды для гашения дуги, а при постоянном напряжении 310 В. она будет очень сильная.
Мое понимание работы самоделки: поочередно подается питание на обмотки двигателя, а автомобильные датчики холла, сдвинутые в пространстве на 120°, задают данную очередность, т.е. расположение датчиков как эмблема мерседеса или индикация генератора в салоне DeLorean из фильма "Назад в будущее". Представляется мне вот так:
Первый странный момент это постоянное напряжение для обмоток асинхронного двигателя. Сразу на ум приходит динамическое торможение - это когда на обмотки мотора за место переменного, подается постоянное напряжение и ротор останавливается.
Второй странный момент это величина напряжения 310 вольт. Для стандартного электродвигателя 220/380, его будет не хватать или слишком много.
Третий странный момент это сама концепция работы. Например для полноценной работы трехфазного мотора, в однофазной сети 220, существуют преобразователи частоты или инверторы. В них переменное, однофазное напряжение сначала преобразуется в постоянное и далее хитрая электроника "рисует" из него форму трехфазного переменного. Кстати в одной фазе, от такого частотника, напряжение будет около 127 В., а между фазами по 220 В.
В самоделке же на обмотки будет подаваться только "постоянка" и судя по величине в 310 В., сглаженная конденсатором. Посмотреть работу устройства, описанного автором, не удалось. Я так понял он ими торгует и это "секрет фирмы". Однако проверить, а будет ли что-то подобное работать, думаю смогу. Собираю обмотки в "звезду" и подключу постоянное напряжение к двум выводам. Это одна из стандартная схем динамического торможения, но обычно она с меньшим напряжением и без конденсатора. Вдруг получится! Если мотор повернется, то возможно самоделка рабочая, а автор комментария - талантище! Или он просто "троллирует".
Для проверки идеи, выпаял диодный мост из БП компьютера (нужен мощный мост) и подключил к нему высоковольтные конденсаторы, снятые с того же БП. Получилась вот такая штука:
После подключения "штуки" к двигателю, а потом и всего этого к сети, чудо не происходит. Мотор, как и должен, уходит в глухое заклинивание, очень тяжело провернуть. Из-за высокого напряжения, ток динамического торможения был настолько большой, что моя вилка на 6 ампер вышла из строя. Зато предохранитель на 4 А. остался цел. Мотор всего 370 ватт, вроде целый.
У тех-же преобразователей частоты можно выставить ток дин. торможения или вовсе его отключить. Дальше решил пробовать разные варианты сбора обмоток, но уже с трансформатором на 24 вольта. При нескольких комбинациях всегда наступает дин. торможение.
"По предварительной оценке самоделка почти полная ..... , 150 полуляхов из 250." Даже если датчики будут попеременно подавать простое, постоянное напряжение на разные обмотки, мотор так-же попеременно будет уходить в дин. торможение, на запитанной одной или нескольких обмотках. Конечно не все так плохо, за место крутой чудо-самоделки для вращения получилась почти крутая самоделка для торможения!
А как вы считаете, возможно ли вращение электродвигателя по такой идее? Может чего-то не хватает... Если собирали или видели подобные устройства, то пишите об этом в комментариях. Будет очень интересно почитать.
Спасибо за внимание. Если статья была полезна поддержите лайком. Если нравятся подобные темы подписывайтесь на блог.
Простая и надежная защита электродвигателя с тестом.
Как я ремонтировал холодильник