Найти тему
Исторические сражения

Почему барабанщики были так необходимы на полях сражений

Пока искусство войны (если можно так выразиться) находилось в зачатке, и все стычки сводились к простой драке с участием десятка-другого человек, особых коммуникативных проблем в рядах бойцов не существовало – на такие масштабы хватало возможностей человеческого голоса. Но, как только свалки стали организовываться большим количеством людей, потребовалось что-то срочно менять, поскольку возникла необходимость координации действий. Причем тем, кто таким аспектом пренебрегал, обычно доставалось – пример римлян и их диковатых соседей в назидание. То есть вопрос управления армейской массой на поле возник давно, и подвижки в этом вопросе являлись актом выживания в социуме, а не прихотью.

Требовалось некое средство простое, недорогое, безотказное. Любая битва – это разгул громогласного шума и сущая неразбериха. Так что искали нечто такое, что преодолевало бы эти препоны на пути от командования к сердцам и душам непосредственных исполнителей. Причем это нечто не должно было маскироваться под звуки сражения, а кардинально отличаться от них. Ну и не отвлекать участников (точнее, их органы чувств) от своей непосредственной задачи. Вот тогда на помощь пришла музыка.

Рисунок с вазы (Chigi Vase) VII века до н. э. - флейтист сопровождает фалангу в бою
Рисунок с вазы (Chigi Vase) VII века до н. э. - флейтист сопровождает фалангу в бою

Самым первым музыкальным инструментом, обретенным человечеством, принято считать барабан. Незамысловатое устройство и предельно простое в освоении. У аборигенов Америки, Африки и Австралии искусство передачи сообщений при помощи ударных инструментов достигли такого совершенства, что в ритмическом рисунке умудрялись впихивать целые шифровки. Что требовало, правда, особого обучения персонала. В Европе же такими сложными путями не ходили, и довольствовались разработкой самых простых сигналов, типа "Сбор", "Атака", "Тревога", "Отступление".

Чтобы как-то разнообразить музыкальный фон, применяли и другие инструменты. В основном уже духовые – струнные тут никак не годились из-за хрупкости и капризности. Интересно, что еще древние греки в бою использовали флейты – их визгливый голос легко перекрывал фоновый шум. Собственно, и сегодня в оркестре флейта – один из самых громких инструментов. Даже не надо никаких альтовых и басовых разновидностей – флейта-пикколо легко справляется с задачей.

Помимо флейт, годились и волынки. Между прочим на берега Туманного Альбиона именно римляне принесли волынки, которые заимствовали местные. А не наоборот. Так что волынка – серьезная мужская дудка еще с античности.

Битва при Кастаньяро, 1387 год. Иллюстратор: Graham Turner
Битва при Кастаньяро, 1387 год. Иллюстратор: Graham Turner

Годились и трубы. Деревянные и медные. Причем они встречались практически у всех воителей вне зависимости от ареола. Говорят, русские использовали всякие сопелки и рожки, викингам и средневековым рыцарям нравились роги, а римляне дули минимум как в три разных трубы – зависело от ситуации. Интересно, что трубы пришли в симфонический оркестр именно из военного арсенала. И любопытный факт. Когда (впервые в мире!) Берлиоз попытался сделать трубу штатским инструментом в составе оркестра, ему пришлось ее засурдинивать – слишком громкой она оказалась и заглушала других участников.

И все равно самым модным аксессуаром военных сигнальщиков оставался барабан. Причем имелись небольшие полковые барабаны (от них произошел малый барабан современной ударной установки) и огромные монстры, рокотавшие для целых армий. И если первые могли перемещаться одним человеком, то в большие колотило сразу человек пять-восемь, а для транспортировки их использовали четырех лошадей. Любопытно, что гений Леонардо как-то раз озаботился и этой стороной вопроса – ученый придумал барабан, который бы работал во время движения (использовался привод от оси конной повозки).

Английские барабанщики при Альбуэре в 1811 году. Художник: Elizabeth Thompson
Английские барабанщики при Альбуэре в 1811 году. Художник: Elizabeth Thompson

У русских очень долго использовались накры – разновидность литавр (это такие медные чаны без дна с мембраной сверху), которые крепились к седлу – возница лупил по ним рукояткой плети. Но потом Петр Великий ввел барабан и флейту в качестве стандартного сопровождения – по примеру Европы.

С появлением линейной тактики барабан и вообще ритмичная музыка стали жизненно необходимыми. Они задавали ритм и помогали выполнять четкие перестроения во время боя. И потому флейта с барабаном стали прочно ассоциироваться с военной тематикой.

Вот у Бродского в стихотворении "На смерь Жукова" в концовке стоит:

Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.

Что является прямым отсылом к стихотворению Державина "Снегирь", написанному на смерть Суворова:

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?

Тут сразу масса аллюзий. И военная тематика, и знаменитый афоризм прославленного Суворова: "Люблю музыку, особенно флейту и барабаны".

Барабанщикам воевать было неудобно. И потому ими часто назначались мальчишки и воспитанники полка. Причем, вопреки шаблону, в атаке музыканты шли позади линий. И только на марше – впереди.

После боев середины XIX столетия стало понятно, что барабанщики и флейтисты стали рудиментами – тактика войны слишком поменялась. И инструменты стали изымать из строевых частей. В России это произошло в начале ХХ столетия. Правда, через пару-тройку лет барабаны особым указом вернули в войска. Но уже как церемониальный инструмент в составе оркестров на случай смотров и парадов.

Для примера самый знаменитый марш наполеоновских времен "Британские гренадеры". Самое забавное, что британского в нем – только слова. А музыка беззастенчиво стянута у голландцев – это когда-то был их марш, посвященный молодому принцу Фрисландскому.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала