Пока искусство войны (если можно так выразиться) находилось в зачатке, и все стычки сводились к простой драке с участием десятка-другого человек, особых коммуникативных проблем в рядах бойцов не существовало – на такие масштабы хватало возможностей человеческого голоса. Но, как только свалки стали организовываться большим количеством людей, потребовалось что-то срочно менять, поскольку возникла необходимость координации действий. Причем тем, кто таким аспектом пренебрегал, обычно доставалось – пример римлян и их диковатых соседей в назидание. То есть вопрос управления армейской массой на поле возник давно, и подвижки в этом вопросе являлись актом выживания в социуме, а не прихотью.
Требовалось некое средство простое, недорогое, безотказное. Любая битва – это разгул громогласного шума и сущая неразбериха. Так что искали нечто такое, что преодолевало бы эти препоны на пути от командования к сердцам и душам непосредственных исполнителей. Причем это нечто не должно было маскироваться под звуки сражения, а кардинально отличаться от них. Ну и не отвлекать участников (точнее, их органы чувств) от своей непосредственной задачи. Вот тогда на помощь пришла музыка.
Самым первым музыкальным инструментом, обретенным человечеством, принято считать барабан. Незамысловатое устройство и предельно простое в освоении. У аборигенов Америки, Африки и Австралии искусство передачи сообщений при помощи ударных инструментов достигли такого совершенства, что в ритмическом рисунке умудрялись впихивать целые шифровки. Что требовало, правда, особого обучения персонала. В Европе же такими сложными путями не ходили, и довольствовались разработкой самых простых сигналов, типа "Сбор", "Атака", "Тревога", "Отступление".
Чтобы как-то разнообразить музыкальный фон, применяли и другие инструменты. В основном уже духовые – струнные тут никак не годились из-за хрупкости и капризности. Интересно, что еще древние греки в бою использовали флейты – их визгливый голос легко перекрывал фоновый шум. Собственно, и сегодня в оркестре флейта – один из самых громких инструментов. Даже не надо никаких альтовых и басовых разновидностей – флейта-пикколо легко справляется с задачей.
Помимо флейт, годились и волынки. Между прочим на берега Туманного Альбиона именно римляне принесли волынки, которые заимствовали местные. А не наоборот. Так что волынка – серьезная мужская дудка еще с античности.
Годились и трубы. Деревянные и медные. Причем они встречались практически у всех воителей вне зависимости от ареола. Говорят, русские использовали всякие сопелки и рожки, викингам и средневековым рыцарям нравились роги, а римляне дули минимум как в три разных трубы – зависело от ситуации. Интересно, что трубы пришли в симфонический оркестр именно из военного арсенала. И любопытный факт. Когда (впервые в мире!) Берлиоз попытался сделать трубу штатским инструментом в составе оркестра, ему пришлось ее засурдинивать – слишком громкой она оказалась и заглушала других участников.
И все равно самым модным аксессуаром военных сигнальщиков оставался барабан. Причем имелись небольшие полковые барабаны (от них произошел малый барабан современной ударной установки) и огромные монстры, рокотавшие для целых армий. И если первые могли перемещаться одним человеком, то в большие колотило сразу человек пять-восемь, а для транспортировки их использовали четырех лошадей. Любопытно, что гений Леонардо как-то раз озаботился и этой стороной вопроса – ученый придумал барабан, который бы работал во время движения (использовался привод от оси конной повозки).
У русских очень долго использовались накры – разновидность литавр (это такие медные чаны без дна с мембраной сверху), которые крепились к седлу – возница лупил по ним рукояткой плети. Но потом Петр Великий ввел барабан и флейту в качестве стандартного сопровождения – по примеру Европы.
С появлением линейной тактики барабан и вообще ритмичная музыка стали жизненно необходимыми. Они задавали ритм и помогали выполнять четкие перестроения во время боя. И потому флейта с барабаном стали прочно ассоциироваться с военной тематикой.
Вот у Бродского в стихотворении "На смерь Жукова" в концовке стоит:
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.
Что является прямым отсылом к стихотворению Державина "Снегирь", написанному на смерть Суворова:
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
Тут сразу масса аллюзий. И военная тематика, и знаменитый афоризм прославленного Суворова: "Люблю музыку, особенно флейту и барабаны".
Барабанщикам воевать было неудобно. И потому ими часто назначались мальчишки и воспитанники полка. Причем, вопреки шаблону, в атаке музыканты шли позади линий. И только на марше – впереди.
После боев середины XIX столетия стало понятно, что барабанщики и флейтисты стали рудиментами – тактика войны слишком поменялась. И инструменты стали изымать из строевых частей. В России это произошло в начале ХХ столетия. Правда, через пару-тройку лет барабаны особым указом вернули в войска. Но уже как церемониальный инструмент в составе оркестров на случай смотров и парадов.
Для примера самый знаменитый марш наполеоновских времен "Британские гренадеры". Самое забавное, что британского в нем – только слова. А музыка беззастенчиво стянута у голландцев – это когда-то был их марш, посвященный молодому принцу Фрисландскому.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала