Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры
Читайте начало истории здесь: 1974 - Четверо на портфеле. Часть 1: "Тхе Беатлес"
Неумолимо приближался 60-летний юбилей Володи Шахрина, который группа Чайф должна была отметить большим концертом в московском Саду Эрмитаж летом 2019 года. Нас с друзьями туда пригласили в качестве почётных гостей, что, не буду врать, мне было очень приятно! Но, я просто не мог явиться на юбилей с пустыми руками. Знайте, что настоящие художники и дизайнеры не покупают подарки в магазинах, они делают их собственноручно!
Я перебирал в голове разные идеи, листал папки с рисунками, перечитывал файлы в цифровом архиве, пока не наткнулся на свой старый рассказ о том, как я в школе расписывал портфель Вове Бегунову портретами битлов. "Ага! - воскликнул я мысленно. - Это же то, что надо!" Сюжет был понятен: портрет группы Чайф на портртфеле. Но для этого надо было иметь как минимум портфель. Я полез на Авито, и через полчаса нашёл большой (45 х 35 см. !) портфель 80-х годов из кожзама в идеальном состоянии.
- Боже! - удивилась жена, когда я вернулся домой с добычей. - Зачем тебе такой огромный?
Я отшутился: мол, потом увидишь. И добавил что-то вроде "размер имеет значение"...
За основу рисунка я взял одну из самых известных фотографий группы, потому, что для контрастной графики, лишённой полутонов, она подходила лучше всех. Если вы думаете, что для получения трафаретного изображения достаточно до предела задрать контраст, вы сильно ошибаетесь. Требуется тщательная работа со светотеневым балансом каждого небольшого участка, чтобы обобщение форм не убило деталировку, и лица остались узнаваемы.
40 лет назад моим главным инструментом была шариковая ручка, чёрная или тёмно-фиолетовая, а значит, чем светлей портфель, тем выразительней будет рисунок. Мой портфель был тёмно-бордовым, а значит тёмный рисунок мог пропасть на тёмном фоне. Но, благодаря научно-техническому прогрессу, художник 21 века получил в свой арсенал совершенно волшебные инструменты, в частности золотые и серебряные перманентные маркеры.
Для того, чтобы на тёмном фоне графика выглядела эффектно, ими надо красить светлые участки изображения, тогда появляется магический эффект пространства за счёт бликов в отражении. Кстати, этим приёмом пользовались ещё художники древнего Константинополя использовавшие для мозаичного фона иконических фигур золчёное стекло.
Я постарался на славу, и остался доволен результатьм. Сложив портфель в большой пластиковый пакет для конспирации, я отправился на концерт.
Как назло лил дождь. Не весёлый летний ливень после которого тучи расходятся открывая вид на солнце и радуги, а унылый обложной непрекращающийся дождь. "Ну вооооот..." - расстроился я, подозревая, что с открытого концерта сухим мне не вернуться. Но оказалось, что VIP-места находились под навесами по обе стороны от стоячего партера. Это были небольшие круглые столики с закусками, фруктами и шампанским. "О, как мило!" - обрадовался я, хлопнул бутылку, налил в пластиковый фужер пузырьков, и стал потихоньку подъедать сырную тарелку в ожидании друзей.
И тут я заметил, как к соседнему столику подскочила девушка-распорядительница, и стала что-то уточнять у сидевших за ним гостей. "Ага! - наконец воскликнула она, сверив номер приглашения со списком, - Извините, но ваш столик без угощения!" С этими словами она ловко сгребла тарелки, приборы, бутылку, и скрылась в служебном направлении.
Подозревая, что наш столик следующим попадёт под санкции, я приналёг на фрукты, и разлил всю бутылку по фужерам. Интуиция меня не подвела. Девушка подлетела к нашему столу, открыла рот, и её лицо начало наливаться краской от возмущения. Она схватила бутылку, но та была почти пустой. Тогда она схватилась за сырную тарелку, но я держал её довольно крепко. "Вам не положено..." - начала она. Но я перебил её заранее подготовленной фразой: "Я уже туда плюнул". Девушка скрипнула зубами и, осознав своё поражение, растворилась в пространстве.
Пока я смешил подоспевших друзей рассказом о своей победе и превратностях VIP-обслуживания, начался концерт, и (о, чудо!) в этот момент выключили дождь. И были любимые всеми песни, и публика, по стародавней традиции, вслед за Шахриным крутила "фонарики", а дождя всё не было и не было, а когда отгремели бисы и апплодисменты, дождь включили с новой силой. Вот что делает Чайф животворящий!
В небольшой зеркальной гримёрке чокались и произносили тосты. Когда очередь дошла до меня, я достал из укрытия свой портфель, продемонстрировал его юбиляру, и рассказал ностальгическую историю про портфели нашего школьного детства. Мне показалось, что Володю мой рассказ расстрогал.
"А теперь, вопрос! - обратился я к присутствующим, - Что лежит внутри этого портфеля?" Лошадь заржала, барабан закрутился, и знатоки стали выкрикивать различные предположения, одно смешнее другого. Самым остроумным было: "Бутылка кефира, пол-батона". Но никто, включая музыкантов так и не дал правильного ответа, несмотря на то, что подсказкой был сам огромный размер портфеля. Именно с такими большими портфелями свердловские меломаны-спекулянты ехали на барахолку станции "Шувакиш" или в простонародье "Тучу", чтобы обменяться пластами.
Из портфеля под улюлюкание и апплодисменты я извлёк коллекцию пластинок, которые радовали меня (и, как мне кажется, Вову Шахрина тоже) в пору школьной юности: Муслим Магомаев, Бременские Музыканты, двойник Иосифа Кобзона, Хулио Эглесиас, Джетро Талл (Великобритания), Гимн СССР, Группа Томаша Начински (ГДР), Аэробика, Поль Мориа (Франция), Бранденбургские концерты Баха и ещё с десяток пластинок безусловного филофонического достоинства.
Я думаю, что мы должны быть благодарны нашей суровой юности, протекавшей в условиях информационного дефицита, который заставил нас самих играть в рок-н-ролл и быть на переднем крае культуры. Мы доставали с трудом книги, выменивали, с риском для будущей карьеры, импортные пластинки, чтобы вновь и вновь припасть к источнику фантазии, вдохновения и красоты. И пусть это напоминание о нашем общем прошлом иногда вызывает ностальгическую улыбку на лице моего дорогого друга - Володи Шахрина.
Смотреть видео: ЧАЙФ - "Никто не услышит (Ой-ё)" 27 июня 2019 г. Сад Эрмитаж. Москва
Начало всего читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!