Найти тему
Malkhaz Siradze

Роберт Плант: «Перед выходом на сцену я обязан… пообниматься с медсестричкой

Со спонсорством MTV, в этом разделе наш журнал представляет так называемое «интервью месяца». Мы общаемся с известными музыкантами, и снимаем наше интервью на камеру. Мы начинаем с легендарного Роберта Планта, который общается с ведущим Джи Джи Джексоном, причем Джи Джи следил за карьерой Led Zeppelin еще со времен их первого американского турне в 1969 году, вплоть до их последнего радио интервью, через 14 лет в Небвике.

В качестве ди джея радиостанции WBCN в Бостоне, в конце 60-х, Джексон в буквальном смысле познакомил Америку с тем, что можно считать одной из самых любимых гастролирующих групп современности. Когда в 1969 году ни одна радио станция не стала бы гонять их бескомпромиссный тяжелый рок, Джексон поддержал англичан в эфире, тем самым Zeppelin продали в Бостоне 20000 пластинок. Во время их второго американского турне, он был ведущим на концерте в концертном зале Carousel Theatre в городе Фрэминхэм, штат Массачусетс. Именно он рекламировал все последующие концерты Zep в Бостоне в начале 70-х, плюс он летал на концерты в Лос-Анджелес, поэтому не понаслышке знает о смене часовых поясов.

1973 J.J. Jackson and Jimmy Page.
1973 J.J. Jackson and Jimmy Page.

Группа не могла не нарадоваться. Первая золотая пластинка, «Led Zeppelin II», была отправлена этому ди джею в бронированном автомобиле, доставлена в дипломате, прикованного наручниками к запястью водителя. Джексон гонял песни с этого альбома на неделю раньше любого из ведущих американского радио. Группа лишь укрепила его исключительный статус, дав Джексону эксклюзивное интервью, в рамках телешоу «Midnight Special». Роберт Плант появился на этом телешоу с одним из музыкантов Pretty Things и согласился ответить на вопросы только Джи Джи.

Phil May of Pretty Things, J.J. Jackson and Robert Plant of Led Zeppelin in the 1970’s
Phil May of Pretty Things, J.J. Jackson and Robert Plant of Led Zeppelin in the 1970’s

Через 14 лет после их первой встречи, после того как Zeppelin пережили взлеты, болезненные падения и финальный распад, плюс сольную карьеру выживших, Джи Джи удалось сохранить все такие же крепкие отношения и огромный интерес к творчеству. Все это, плюс реально энциклопедические знания «дирижаблестроения», в итоге вылилось в это бесподобное интервью.

Поздравляю тебя с выпуском новой пластинки. С годами я отметил для себя, что для музыканта записать и выпустить второй альбом намного сложнее первенца. Но ты не только выпустил, а еще решил сам все продюсировать.

Роберт Плант: Но я продюсировал не один, а на пару с продюсером Бенджи Лефевром, который постоянно работал звукотехником у Zeppelin. Да, и еще прекрасный, начинающий студийный инженер и продюсер Пэт Моран, из Англии. Но ты прав, второй альбом действительно записать и выпустить намного сложнее. Под конец записи «Pictures At Eleventh» мне пришлось взять двух недельный отпуск, после чего продолжить работу. Потому что я понимал, что такая эмоциональная встрясочка, как «Pictures At Eleventh» спустя годы, была достаточно приемлемой. Я рассчитывал на нечто подобное. Но вторая пластинка оказалась для меня во многом важной, но так оно и должно было быть.

Мы знаем, что после сессий записи «Pictures At Eleventh» осталось несколько не реализованных песен…

Все песни новой пластинки абсолютно новые. Все что вы слышите на пластинке, родилось сразу после окончания работы над альбомом-предшественником. Мы активнейшим образом сочиняем, а одной-двух песен оставшихся с прошлых сессий для нового альбома было явно мало.

Когда ты выпустил сингл «Burning Down One Side», би-сайд «Far Post» внезапно начали гонять по американскому радио. Мне захотелось узнать, почему ты не включил эту песню в альбом, и зачем было нужно выпускать ее в формате сингла?

Эта песня оказалась на оборотной стороне 12 дюймового макси-сингла на 33 оборота, и это один из треков на второй стороне третьего сингла, выпущенного в Англии. На мой взгляд, данная песня не вписалась бы ни в одну пластинку. Общее настроение этой песни, динамика, вообще все в целом напоминает больше Стили Дэн, чем Роберта Планта. Настроение альбома «Principle Of Moments» во многом формируется первым треком, «Other Arms», но концовка этой песни не дает общее настроение пластинки. Вот и «Far Post» такая же, она также не вписывается в пластинку, поэтому я решил поставить ее на оборотную сторону сингла «Big Log» и выпустить в Америке.

Несмотря на то, что ты продолжаешь сочинять на пару с гитаристом Робертом Блантом, мне кажется, что на новом альбоме, остальные музыканты твоей группы начинают активней участвовать в творческом процессе. Как считаешь, занимаясь подготовкой песен, твоя группа становится более сплоченной?

Для меня новая пластинка в большей степени достижение всей группы. Если не брать в расчет вокал, вся группа постаралась, работая над мелодиями, лирикой и всем остальным. Подпевки получились классными, они хорошо проработаны и прекрасно вписываются в материал, и вообще все более сыграно. Новые песни это скорее такой коллективный труд, чем моя единственная заслуга. Мне не пришлось корчить из себя чрезмерно усердного куратора, роль, которую я играл в прошлом. Новый альбом коллективное достижение, и это хорошо.

Клавишные партии Джезза Вудрофа придают твоему голосу новую окраску, согласен?

Да, все отлично. Мы с Робби решили, что не станем делать ставку только на гитару и голос, не поддадимся такому давно отработанному клише. Вот раньше мне подобная схема работы подходила просто идеально. Но сейчас необходимо расширить палитру. Конечно, элементы стиля «гитара и голос» все еще присутствуют, но скорее всего, сейчас для меня это отнюдь не доминирующая сила в роке.

На первом альбоме, «Pictures at Eleven», было много партий саксофона? Почему этого инструмента нет на этот раз?

В целях экономии, чтобы не платить саксофонисту на гастролях (смеется). Не знаю. Едва ли в какой-то из новых песен требовался саксофон. В моем представлении это очень грустные песни, совсем не веселые. Может быть, саксофон стоило бы вставить в песню «In The Mood». В ходе подготовки этого альбома, мы не преследовали каких-то особых целей, просто сочиняли песни, исполняли их, а потом разбирали. Нам было интересней что-либо разобрать, чем добавить. Вот почему такая тема, как «Messin’ With The Mekon» получилась такой жесткой изначально.

Выпуская песню «Big Log» в формате сингла, ты вновь нарушаешь традицию Zeppelin не выпускать синглов. Чем при этом руководствуешься?

Мне хочется проводить время с пользой. «С пользой», значит иметь возможность поиграть в игру. Работа над песнями дает мне огромные возможности поковыряться в себе, иногда поплакать, помучиться, и часто посмеяться, в том числе и над самим собой. И лучший способ показать себя, представить законченный продукт. Мне совершенно незачем быть избирательным и как-либо возвышаться над моим слушателем. Синглы есть синглы, и это прекрасно. Кто-то услышит мою песню по радио в штате Висконсин, и поймет, что я все еще здесь. Эти слушатели могут вспомнить «Whole Lotta Love», но «Big Log» очередная веха в моем творчестве.

Давай поговорим об этой песне, в ней явно слышна нотка меланхолии.

Это последняя песня на пластинке, поэтому если мы хотим разобрать альбом, то начинаем с конца. На мой взгляд, этот альбом, по ходу создания, претерпел некоторые перемены. «Big Log» подводит общий итог. Эта песня словно итоговый подарок, титры фильма, бегущие по экрану.

Расскажи мне о первой песне пластинки, «Other Arms».

Когда в прошлый раз я приезжал в Америку, решил послушать местное радио, причем это было еще до того, как радио открыло для себя такую группу, как Eurhythmics. Радиостанции ФМ диапазона продолжали относиться к хард-року с предубеждением. И вдруг, вне зависимости от политики радиовещания, начальники на радио прониклись чаяньями слушателей. Они поняли, что слушатели хотят услышать Анни Ленокс и музыкантов ее уровня. И вместе с тем было много тех станций, которые продолжали гонять заезженный рок, скучную музыку 40-х. Поэтому мы с Робби решили так, чисто ради прикола, сочинить что-то в этой категории.

Вторая песня, «In The Mood», которую я считаю очень мелодичной. И опять лирика вроде как радостная, но вместе с тем меланхоличная.

Нет, не согласен. Но я понимаю, почему ты так говоришь. Общая атмосфера этой песни словно подводит итог моему современному творчеству. Мотивы моей новой музыки понятны по звучанию этого басового барабана, по тому, как отдаются эхом удары в малый барабан, а под конец этой песни звучит музыка в стиле диско. Моя музыка претерпевает разные фазы изменения, и вместе с тем возвращается к распевности. И все это сделано в сдержанной, но вместе с тем позитивной манере.

Песня «Messin’ With The Mekon», кто такой этот самый Мекон?

В жизни любого человека случается этот самый мекон (смеется). «Messin’ With The Mekon» получилось очень фрагментарной. То есть это такое приветствие группе. Примерно на месяц мы отправились на Ибицу, решили там немножко посочинять. Или просто посидеть и проникнуться настроением друг друга. Словно адаптация к ненависти. И мы застряли в этом месте. Да, на Средиземноморье хорошо. Но если доводить человека до определенного состояния, потом он начинает лезть на стену.

Поправь меня, если я ошибаюсь. В свое время ты рассказал мне о том, что песня «Kashmir» была написана вскоре после поездки на Дальний Восток.

Марокко, это было Марокко.

Так вот в песне «Wreckless Love» чувствуются явные мотивы Ближнего Востока. Можно предположить, что вдохновение для написания этой вещи пришло к тебе примерно по той же схеме.

Мне кажется, что после того, как мы записали «Slow Dancer» на «Pictures», все прониклись этой идеей. Когда я приезжаю в Европу, таскаю с собой приемник, и слушаю восточные станции. Слушаю музыку с яркой струнной секцией и оркестровками. Одно время я сводил этой музыкой всех музыкантов моей группы с ума, особенно Кози Пауэлла, который взял себе за правило, входить в комнату, и накрывать мою голову подушкой. Ему такая музыка никогда не нравилась. Поэтому для меня «Wreckless Love» это некое продолжение этой темы, когда можно сочетать восточные мотивы с толикой грубости. Поэтому сейчас мы можем сделать ставку на такие мотивы в качестве небольшого эффекта. На барабанах в этой песне, между прочим, играет Беримор Барлоу, который проявил себя просто великолепно именно в такой музыке.

И с ним же ты поедешь на гастроли?

На вряд ли. У него в Англии своя группа, Tandoori Cassette, причем довольно интересная.

Значит, часть концертов с тобой отработает Фил Коллинс?

Да, конечно.

Американскую часть турне?

Если у него все получиться, то да.

Недавно, прошла информация о том, что в Европе с тобой должен был играть Роджер Тэйлор из Queen, это правда?

Возможно… то есть я хочу сказать, что у всех музыкантов свои обязательства. Мы играем вместе, и иногда он играет на барабанах. Он очень славный парень.

Кто же будет твоим барабанщиком, в отсутствие Фила?

Если я доберусь до телефона, тебе расскажу.

Давай вернемся к альбому. Вот песня «Thru With The Two Step», в моем восприятии это почти продолжение «All Of My Love».

Трудно сказать, потому что я не оцениваю песни категорией продолжения чего-либо.

В этой песне есть какая-то своя особая простота.

Да, возможно. Слушая эту песню, можно представить танцзал, где-нибудь на окраине Харфорда, когда свет пробивается через окна. Вы стоите на улице, наблюдаете эту картину, а в зале кружит дымка. Свет постепенно гаснет, а танцоры стараются сесть, а на полу парочка, которая просто не в силах расстаться. Вот о чем эта песня.

Что расскажешь о песне «Horizontal Departure»?

Без комментариев.

О, нет, ты просто обязан рассказать.

Ну, это просто такая славная, радостная, мажорная по настроению песня, насыщенная латиноамериканским ритмом. Пришлось над ней повозиться, потому что если ты послушаешь вокал и барабаны, я пел, а Фил играл, стараясь добиться синхронности. Тут есть особые голосовые фишечки, удвоение вокала, когда наши партии перекликаются друг с другом. Вот этим Фил и крут, настоящий профессионал, способный играть весьма изобретательно. Любые сложные партии даются ему легко и просто.

«Stranger Here… Than Other There», уже вторая по счету песня, напомнившая мне первые записи Zeppelin.

Понимаю тебя, потому что в концовке эти слова «Push», «Push»… еще одна демонстрация ритм-секции. Пол Мартинез и Бэрримор Барлоу плетут очень необычную вязь барабаны-бас, являющуюся подложкой этой песни. Любые намеки на Zeppelin чистая случайность. Во время микширования, мне захотелось максимально облегчить эту песню, то есть убрать гитару Робби. Но все обалдели от такой моей дерзости. А я подумал, почему бы и нет? Это же очень прикольно.

Я так понимаю, что ты приходишь в студию с уже готовой лирикой, но при этом часто импровизируешь, используешь голос как еще один инструмент. Все это происходит именно в студии?

Да, конечно. На сцене, все более спрограммировано. Студия требует собранности, когда нужно сделать один, два или три дубля. Теряется спонтанность, при этом мое терпение испаряется где-то после второго дубля. Если не получается записать вокал сходу, я начинаю нервничать. Два моих сольника были заточены именно на пение, и я концентрируюсь именно на вокале, и не следую слепой импровизации.

Во время нашего последнего интервью, ты говорил, что впервые продюсировал себя самостоятельно. Как считаешь, сейчас ты чувствуешь себя более комфортно в роли продюсера?

Мне чертовски трудно заниматься продюсированием. В этот раз мне было очень комфортно в студии, так как мне помогали Бенджи и Пэт, но опять же, все упирается в мое терпение. То есть, если я должен что-то записать, мне надо записать это достаточно быстро. Я могу быть придирчивым, работая с другими музыкантами, но что касается моей собственной работы, моего творческого вклада, я часто думаю, что все получится в итоге весьма посредственно.

Очень интересен мне тот момент, что ты всегда микшируешь свой голос по старинке. Словно продюсируешь всю группу, а голос используешь почти, что как инструмент.

Опять же, я считаю, что это не всегда верно. Честно говоря, сейчас для меня главное мелодия. При создании насыщенного, живого звучания, идея отдельного микширования голоса это нормально. Точно также поступают The Stones, точно также делал Джимми, записывая Zeppelin. Это заметно, если сравнить мой первый сольник с альбомом Zeppelin «Presence». Если сравнить уровни вокала, то можно почти расслышать то, о чем я пою. Вкладыш с печатной лирикой не понадобиться, это слишком дорогое удовольствие для лейбла.

Не объяснишь название альбома, «Принцип Моментов», что это значит?

Обычный намек на равновесие, я полагаю. Баланс очень важен. Принцип моментов, очень двусмысленное название, похожее на мгновенную заморозку чего-либо во времени. Хватайте этого тигра, закон физики, не так ли? Мне это название напоминает Закон Архимеда, или что-то из этой серии. Помнишь, такое еще в школе проходили.

Обложка пластинки перекликается с названием, движение, застывшее во времени. Ты думал об эффекте застывшего кадра, оформляя обложки своих альбомов? Ты вообще как-либо участвовал в оформлении?

-3

Во время отбора картинки для последнего альбома, не столь активно. В этот раз пришлось вспомнить о наших старых приятелях, о тех, с кем нам уже приходилось работать. Было море разных вариантов, но мне нравится идея застывших предметов.

Что означают четыре символа на заднике диска?

-4

Они имеют непосредственное отношение к «Принципу Моментов». Если бы это можно было представить в виде диаграммы, предметы пришлось бы расположить в правильной последовательности.

В колонке благодарностей ты благодаришь Рика Уитерса, барабанщика Dire Straits и Джейсона Бонэма, сына Джона. Ты же однажды играл вместе с Джейсоном?

Периодически с ним играл, но это происходило чисто случайно. Джейсон хороший парень, но сейчас у него есть своя группа. Но когда группа The Honeydrippers начали раскручиваться, я просто не смог бы исполнять мою подборку хитов Клиффа Ричардса. Поэтому собрал новую группу и назвал ее Rich Hippies (Богатые Хиппи). Начал играть с бедными хиппи и весьма успешно. Вот тогда появился Джейсон и сыграл в парочке песен. Но у него такой стиль работы, периодически появляться и играть со всеми подряд.

Раз уж у тебя такие прекрасные отношения в группе, пригласишь постоянного барабанщика?

Ну, мне бы хотелось такого найти. Это еще не значит, что я его ищу… просто сейчас где-то есть прекрасный барабанщик. У меня могут играть либо один, либо два постоянных ударника. Для меня важно не замыкаться в формате квартета. Вот поэтому нас в группе шестеро.

Неизбежный вопрос, будешь ли исполнять на концертах песни Zeppelin?

Это было бы совершенно безвкусно, даже с учетом того, что Джимми скорее всего, будет эти песни играть. Мы, то есть оставшаяся троица, решили, что нам больше не надо исполнять эти песни.

Но ты же понимаешь, что на любом из концертов, публика будет требовать сыграть один из главных хитов.

Думаю, что ты неправ. Я участвовал в одном английском телешоу, которое я хотел отменить, так как у меня разболелось горло, но все равно выступил. Выступление перед живой аудиторией, так вот подростки выкрикивали из зала, и просили исполнять песни Honeydrippers. Я хочу сказать, слушатели должны понимать, что я просто обязан продолжать карьеру. Если же половину концерта я потратил на воспоминания о славном прошлом, тогда какой смысл мне вообще гастролировать? Я должен созидать, творить. Не хочу застаиваться, как бы я не любил, не уважал и не чтил собственное прошлое.

У тебя три бэк вокалистки, но вообще гастрольная группа расширилась до 11-12-ти человек. Расскажи об этом.

Да, возможны и другие люди. И басист Пол Мартинез поет. Когда мы гастролировали с REO Speedwagon, к нам присоединился еще и Боб Майо. Он тоже поет. Фил Коллинс говорит, что не будет петь, но мне бы очень хотелось, чтобы он пел. Для него так лучше, в противном случае, он не будет с нами играть. В итоге три вокалиста. И так приятно иметь кого-то на подпевках.

Однажды ты заявил, что никогда не станешь проводить затяжных туров, без продолжительных периодов отдыха.

Да, это короткий тур. Я выступал в Европе в 1980, и потом с Honeydrippers. Было очень тяжко, так как это был низко бюджетный проект, и нам приходилось вкалывать в крохотных клубах. Не вижу смысла заниматься чем бы то ни было, не получая при этом никакого удовольствия.

Ты уже несколько лет не выступал в Америке, а летом этого года даешь концерты на огромных стадионах. Ждешь с нетерпением?

Да, конечно.

Нервничаешь?

Примерно за пять минут до выхода на сцену я обязан… пообниматься с медсестричкой. Но мне нравится контактировать с людьми, что достаточно удивительно.

Общее настроение твоей новой пластинки это человек, который скорее уверен в себе. Слушаешь твое пение и понимаешь, что ты все также мотивирован, рвешься в бой, при этом настроение альбома намного более расслабленное.

Ну, так все и должно быть… не знаю, вернулся ли бы я в 60-ые, если бы заявил, что стал мягче, как человек. Да, действительно, я обрел… могу ли я сказать об этом в телеинтервью? Я просто понимаю, что сейчас нахожусь в большей гармонии с самим собой. Только в последнее время. И скорее всего это заметно…. что я стал спокойней для рок-н-ролльщика.

Да, но ты был таким всегда.

Нет, довольно часто мне приходилось делать вид, что я такой спокойный. Но сейчас я обрел реальный душевный покой.

Спасибо, Роберт. Огромное спасибо, что был с нами.

-5

Журнал Faces Rocks (США) декабрь 1983г. Автор: J. J. Jackson