Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Побудительные причины к прощению всех обижающих нас
Этими словами Господь окончил слышанную нами сегодня евангельскую притчу о должнике, который, будучи прощен царем в тьме, то есть в тысяче талантов долга (около пятнадцати миллионов серебром), тотчас потом с жестокостью требовал от своего должника сто пенязей (около ста гривен), за что царь, услышав о таком жестоком поступке прощенного должника, повелел отдать его мучителям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34), то есть предал его мучителям навсегда, «потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга», говорит святитель Златоуст, объясняя слышанную нами сегодня притчу.
Что такое долг, о котором говорится в притче? Слышанная нами притча есть ответ Господа на вопрос апостола Петра: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18,21). Следовательно, под именем должника в слышанной притче должно разуметь всякого обидчика, оскорбителя, а под именем долга — всякого рода обиды и оскорбления.
Посему всякому из нас непременно должно прощать наносимые ему обиды и оскорбления, в чем бы они ни состояли и как ни были бы тяжки.
Эту обязанность с нашей стороны Господь с такой же ясностью и определенностью выразил в Своей нагорной беседе: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).
Поскольку мы очень часто забываем такое учение нашего Господа и при делаемых нам обидах предаемся гневу и мщению, а мщение за обиды, как показывает слышанная притча, для нас совершенно пагубно, то, чтобы удобнее расположить себя к сердечному прощению наносимых нам обид, обратим внимание на причины, по которым нам должно сердечно прощать всех наших обидчиков.
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд,— сказал Господь (Лк. 6, 36). Вот первое побуждение к сердечному прощению всех обижающих нас. Если посмотрим на себя беспристрастно, то тотчас увидим, что мы оскорбляем и бесчестим нашего Небесного Отца весьма много. Всякий наш грех есть преступление закона Божьего, и преступлением закона, по уверению Апостола, грешник бесчестит Бога (Рим. 2, 23); бесчестие же всегда есть обида, оскорбление. Но сколько всякий из нас нагрешил и еще не перестает грешить перед Господом Богом! Праведный Иов спрашивал: кто чист будет от скверны, то есть от греха? И сам отвечал: никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 4). Таким образом, если положить, что мы грешим только один раз в день, то число наших грехов в продолжение тридцати, только тридцати лет возвысится с лишком до десяти тысяч. Вот уж более тьмы талантов долга! Но один ли раз в день мы грешим? Слово Божие говорит, что даже праведный падает семь раз (Притч. 24, 16). И только тридцать ли лет многие из нас живут? Считайте же, какая бездна грехов в продолжение шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти и более лет даже у праведника? Но жизнь самой наибольшей части из нас не есть жизнь праведников. Мы наибольшей частью грешим непрестанно, и посему грехи наши неисчислимы. Смотрите как поступает с нами Господь Бог! Если бы Он при всяком сделанном нами Ему оскорблении так же воспалялся гневом и мщением, как воспаляемся мы на обижающих нас, то Его правосудие давным давно низвергло бы всех нас в ад. Но Он не так поступает с нами. При всех наших часто величайших оскорблениях Ему, наносимых тем, что не живем по Его закону и употребляем дары Его во зло, Он не только не казнит нас, но еще непрестанно осыпает нас Своими благодеяниями. Он всякий день освещает нас Своим солнцем, согревает летом наши поля, посылает благовременные дожди, дает плодородие и исполняет не только пищей, но и веселием сердца наши (Деян. 14,17). Правда, Он иногда и наказывает нас, но Его наказания никогда не бывают следствием Его мстительного гнева. Он наказывает нас всегда из любви к нам, наказывает для того, чтобы вразумить нас, чтобы обратить к Себе и исправить. Господь, кого любит, того наказывает, говорит святой Апостол (Евр. 12, 6), наказывает для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его (Евр. 12, 10), а посему и в вечно блаженном Царстве Его.
Благодетельствуя нам по телу, Господь Бог еще больше благодетельствует нам по душе, несмотря на то что при сем Он терпит еще тягчайшие оскорбления. Чего Он не предпринимал и не предпринимает для спасения человеческих душ! Он посылал к людям святых пророков — люди избили их. Он посылал к ним других пророков в большем числе — люди избили и этих. Он послал к ним Своего Единородного Сына — с Его Сыном поступили еще более жестоко, чем с пророками. Может ли быть оскорбление больше сего? Однако ж и после сего Он не перестал миловать людей. Он установил для нас Святую Церковь; поставил и поставляет посредством таинственного рукоположения пастырей для напоминания людям о Своей воле; даровал Всесвятого Духа для возбуждения в человеческих сердцах покаяния и обращения к Богу; даровал святые Таинства для нашего освящения и укрепления в святой жизни. Так Бог поступал и поступает с нами! Поистине Он наш Отец! Прилично ли детям быть иного духа? — Нет! Будем снисходительны и милосердны к нашим ближним: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ко всем нам (Лк. 6, 36). Иначе мы не должны сметь называть Его нашим Отцом, ни молиться Ему об оставлении наших долгов (Мф. 6, 12).
Иисус Христос в Своей земной жизни оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его, говорит святой Апостол (1 Пет. 2, 21). Евангелие представляет нам Иисуса Христа крайне кротким, милостивым и долготерпеливым ко всем, несмотря ни на какие сделанные и делаемые Ему огорчения, оскорбления и обиды. Когда Его злокозненные враги употребляли против Него явные клеветы, Он никогда не выходил из Себя, но защищал Свою честь только спокойным представлением истины. Когда они употребляли против Него наглые и самые язвительные ругательства, Он никогда не отвечал им ругательством, но защищал Свою справедливость кротко и скромно. Когда они, дыша на Него злобой, доходили до неистовства и начинали бросать в Него камнями, тогда вся Его защита состояла в том, что Он неприметно скрывался из их вида и уходил в другое место. Все бесчисленные тяжкие обиды, какие Иисус Христос терпел от Своих врагов, никогда ни на минуту не располагали Его к отмщению. Даже в то время, когда Он от их злости и неправедного осуждения умирал на кресте и когда они жесточайшими мучениями и поноснейшими насмешками сами вызывали Его ко мщению, Он не только не мстил им, но еще молился за них: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23,34). Так милостиво поступал Иисус Христос, Сын Божий! По Его примеру должно поступать и нам. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего,— сказал Сам Господь (Мф. 10, 24).
Впрочем, к прощению наносимых нам обид располагает нас даже наш собственный разум. Мы все до единого с недостатками, все нередко обижаем других и желаем, чтобы с нами поступали снисходительно, не злобились на нас и не мстили нам. Не так же ли и нам должно обращаться с нашими ближними, когда они чем-нибудь обижают нас? Не должно ли для всех нас быть непреложным законом следующее истинно Божественное Христово правило: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) ?
Притом не все люди обижают нас намеренно и со злобным расположением сердца. Да и мы часто принимаем от них за обиду себе то, в чем нимало нет обиды, и чувствуем эту мнимую обиду только потому, что хотим так чувствовать. Кто кого-нибудь ненавидит, тот обыкновенно везде, где бы ни встретился с ненавидимым, думает, что он расположен к нему худо и готов сделать ему вред, а посему и сам готов мстить ему и действительно мстит, как скоро находит к тому случай и удобство. Но что располагает этого человека к злому чувствованию и действованию? Ничто, кроме его собственного злого сердца.
Итак, братья, сердечно прощайте всех делающих вам какие-либо огорчения. Если мы не будем прощать всех наших обидчиков, то Небесный Отец непременно отдаст и всякого из нас, как немилосердного должника, по слышанной нами сегодня притче, на вечные муки. Ибо Господь Иисус Христос, указывая нам на означенного немилосердного должника, совершенно ясно сказал: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35).