Найти тему
Песнь Творца

Похожие Святые часть 1

Дорогой читатель, вашему вниманию предлагается публикация, которая планируется в трёх частях. Цель публикации - это описание жизни, деяний и окончания земной жизни двух Великих представителей человечества, чьи дела и поступки удивительно похожи. Святые люди проповедовали среди людей и поступали в своих жизнях одинаково. Вопрос - почему ?

О Сократе нам известно от его ученика древнегреческого философа Платона из его сочинений " Диалоги ". Из "Диалогов" узнаём : Сократа обвиняют в сочинении новых богов и не признании старых, его вызывают на суд присяжных, он защищается, его признают виновным и выносят ему смертный приговор. Ниже будут напечатаны отдельные части текста сочинений Платона "Диалоги" с маленькими пояснениями.

Апология Сократа

После обвинительных речей

Припомним же сначала, в чём состоит обвинение, от которого пошла обо мне дурная молва, полагаясь на которую Мелет и подал на меня жалобу. Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей : Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землёю, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же.

Я сам постараюсь вам показать, что именно дало мне известность и навлекло на меня клевету. Эту известность получил я не иным путём, как благодаря некоторой мудрости. Какая же это такая мудрость ? Да уж , должно быть, человеческая мудрость. Вам кажется, что я говорю несколько высокомерно; не свои слова буду я говорить, а сошлюсь на слова, для вас достоверные. Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чём она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта ( друг и последователь Сократа ). И вы, конечно, знаете, каков был Херефонт, до чего он был неудержим во всём, что бы ни затевал. Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу (предсказатель) с таким вопросом. Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня (мудрее Сократа), и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее

Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом : что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошёл я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку - называть его по имени нет никакой надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я увидал, был одним из государственных людей, так вот, когда я к нему присмотрелся ( да побеседовал с ним ),то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Оттуда я пошёл к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое. После государственных людей ходил я к поэтам и заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было. Под конец уж пошёл я к ремесленникам, они грешили тем же, чем и поэты.

Вот от этого самого исследования с одной стороны, многие меня возненавидели, я с другой стороны, начали мне давать это название мудреца. А на самом деле мудрым-то оказывается бог, он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немного или ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, всё равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость. Я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать бога и показываю этому человеку, что он не мудр. Кроме того, следующие за мною по собственному почину молодые люди, у которых всего больше досуга, сыновья самых богатых граждан, рады бывают послушать, как я испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь пытать, они находят многое множество таких, которые думают, что они что-то знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки.

Но, пожалуй, кто-нибудь скажет :"Сократ, не стыдно ли тебе, таким делом, от которого, может быть, тебе придётся теперь умереть?" А на это я по справедливости могу возразить : ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся её, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество - думать, что знаешь то, чего не знаешь. Слушаться буду скорее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря: о лучший из мужей , гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, - не заботишься и не помышляешь? Могу вас уверить, что так велит бог, и я думаю, что во всём городе нет у вас большего блага, чем это моё служение богу. Причина этому та самая, о которой вы часто и повсюду от меня слышали, а именно что мне бывает какое-то чудесное божественное знамение. Началось у меня это с детства: вдруг - какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и не допускает меня заниматься государственными делами. И кажется, прекрасно делает, что не допускает.

После смертного приговора

Быть может, вы думаете, что я осуждён потому, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить всё, чтобы уйти от наказания. Не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и говоря ещё многое меня недостойное - всё то, что вы привыкли слышать от других. Со мною случилось что-то удивительное. В самом деле, в течении всего прошлого времени обычный для меня голос слышался мне постоянно и останавливал меня в самых неважных случаях, когда я намеревался сделать что-нибудь не так; а вот теперь со мною случилось то, что может показаться величайшим из зол, по крайней мере так принято думать; тем не менее божественное знамение не остановило меня. Похоже, в самом деле, что всё это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, пологая, что смерть есть зло. Этому у меня есть теперь великое доказательство, потому что быть этого не может, чтобы не остановило меня обычное знамение, если бы то, что я намерен был сделать, не было благом. Но вот уже время идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идёт на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме бога.

Сократ отказывается от плана спасения, предложенного ему друзьями.

Критон. Дорогой Сократ не отказывайся от своего спасения. Если ты умрёшь, меня постигнет не одна та беда, что я лишусь друга, какого мне никогда и нигде больше не найти; нет, вдобавок многим из тех, кто недостаточно знает нас с тобой, покажется, что я не позаботился спасти тебя, хотя и мог сделать это, стоило мне только не поскупиться. А что может быть позорнее такой славы, когда о нас думают, будто мы ценим деньги больше, чем друзей? Большинство не поверит, что ты сам не захотел уйти от сюда, несмотря на наши настояния. Сократ. Но для чего нам так заботиться о мнении большинства. Порядочные люди - а с ними и стоит считаться - будут думать, что всё это свершилось так, как оно свершилось на самом деле. Критон. Но ты уже убедился, что приходится считаться и с мнением большинства. Твоё дело показало теперь, что большинство способно творить не только мелкое, но, пожалуй, и самое великое зло, если кто оклеветан перед толпой. Сократ. О, если бы большинство способно было творить величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро ! Это было бы прекрасно ! А то ведь люди не способны ни на то, ни на другое; они не могут сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делают что попало. Стало быть, не надо ни отвечать на несправедливость несправедливостью, ни делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось и пострадать от кого-нибудь. Обрати внимание, что, соглашаясь с этим, ты соглашаешься вопреки общепринятому мнению, - ведь я знаю, что так думают и будут думать лишь не многие. А когда одни думают так , а другие иначе, тогда уже не бывает общего мнения, и непременно каждый презирает другого за его образ мыслей.

Сократу приснился сон и он точно знал когда уйдёт из жизни. Сократ. Мне виделось, что подошла ко мне какая-то прекрасная, величественная женщина в белых одеждах , позвала меня и сказала:"Сократ! В третий ты день, без сомнения, Фтии достигнешь холмистой".

-Ничего особенного делать не надо, как выпьешь яд, ходи пока ноги у тебя не отяжелеют, а затем ляг. Тогда яд и сделает своё дело. И при этих словах он поднёс кубок Сократу.

-2

Такова была кончина нашего друга, человека, как мы можем утверждать, из всех тогдашних людей, каких мы знали по опыту, самого лучшего, самого рассудительного и самого справедливого.