По традиции пишу: меня зовут Екатерина Мнацаканян, и здесь я пишу про себя и своих детей. У меня двое детей, оба они «рожденные сердцем» и дома чуть меньше пяти лет. Сегодня расскажу наш опыт с различными кружками.
С чего мы начали почти пять лет назад, и к чему мы пришли сейчас. Когда дети только появились, я как самый настоящий неофит, записала их всюду и везде. Попытаюсь вспомнить. Итак: рисование, айкидо, гимнастика, шахматы, Эрмитаж, ментальная арифметика, плаванье, гончарка, танцы, лошади. Наверное, было еще что-то, но этого я уже не вспомню. До школы мы еще кое-как держались в таком режиме, но как только началась школа – кружки стали постепенно исчезать.
Был ли изначальный выбор такого большого количества кружков ошибочным? Не знаю. Не поручусь. Скажу так – нам нужно было пройти через этап разнообразия, чтобы дети в первую очередь получили опыт разного времяпрепровождения. Попытались найти свое. Нужно было пробовать много, для того, чтобы понять, что их, что не их. И это были самые обычные кружки, те самые, которые можно найти в любом районе. Получив заряд – радугу – разнообразия, скоро стало понятно – что стоит остановиться. Дети не успевали переключаться с занятия на занятие. Часто за один вечер было несколько кружков. И этот калейдоскоп не давал уже остановиться и подумать, а что на самом деле нравится. Но тут началась школа – и кружковое разнообразие очень быстро сошло на нет.
Во время первого класса у Ромы практически не осталось допзанятий. Уля тогда еще была в детском саду – и тоже мы сократили все лишнее. Второй год учебы Ромы и первый год учебы Ули мы постепенно, наощупь востанавливали «кружковую активность». Вернулись в Эрмитаж, пошли на Умный Петербург. Физической нагрузки хватало в школе – благо, там есть бассейн и по школьной программе и допзанятиями. И да, я считаю правильным сокращать количество кружков когда дети идут в школу. Адаптация зашкаливает, масса новых эмоций, нужно время на дз – самый момент остановиться и удалить все лишнее.
И все таки – нужна и внешкольная нагрузка. Дети просили разное. Но представив себе, что мы снова попадем в круговерть различных кружков – я просто не была готова. И мы пошли иным путем.
Во-первых – я записала детей в цирковую студию Упсала-цирка. Кто не знает – это совершенно классный цирковой проект, который предполагает пять лет цирковой учебы в цирке без животных. То есть это спектакли, акробатика, индивидуальные номера: на шарах, на ходулях, скакалка, батуты. Занятия три – четыре раза в неделю, разновозрастные группы – от семи до тринадцати лет учатся ребята на нашем потоке. Обратите на это внимание, на мой взгляд, разновозрастные группы, если они безопасны (эмоционально и психически) намного предпочтительнее одновозрастных групп. Дети учатся взаимодействовать в не искусственных коллективах. Для меня Упсала-цирк – это место, в котором я уверена. Я знаю, что детям там спокойно и безопасно. И если у вас нет такого замечательного Упсала-цирка – я уверена, что найдутся другие школы – конькобежные, конные, художки – все то, что выросло из дворцов пионеров, дворцов творчества юных – конечно, нужно быть уверенным в педагоге – но это везде так. И да, я считаю, что лучше четыре занятия в неделю рисованием, чем три разных занятия. Детям нужна стабильность. И сокращение количества кружков – дают такую стабильность.
Кроме того, мы – и дети и я – востоянно ходим на занятия в Фонде Дети Ждут. Там как раз есть разные занятия – и гончарка, и столярка, и швейка – но одни и те же педагоги, одно и то же пространство. и в этом пространстве можно быть и до занятия, и после. да и просто приехать -–просто побыть – тоже можно. В этом случае стабильность достигается одними и теми же стенами, одними и теми же педагогами и примерно одним и тем же кругом учеников. И опять же – толерантная безопасная среда. И когда я пишу про безопасность – это в первую очередь – об эмоциональной безопасности.
Так что мне кажется, наш «кружковый путь» я нашла: меньше кружков, больше занятий. И желательно – все время в одних и тех же местах. Не знаю, такой же путь у вас, но наш мне понравился: вначале много всего разного, чтобы познакомить детей с теми возможностями, которые есть, сокращение кружков при старте школы – и в конце-концов выбор одного-двух для интенсивной работы, с обязательным результатом – в нашем цирке каждый год есть постановка спектаклей, программ – то есть промежуточное и финальное завершающее мероприятие, на которые можно звать родственников и друзей, показать, что умеем и можем.
Екатерина Мнацаканян для Дзен.