Найти тему
Марина Строй

Идти по головам или вкалывать?

Как недвижимость помогла Макдональдс стать одной из самых мощных компаний в мире.

Сейчас многие коучи и психологи советуют выбирать кратчайший путь к цели. И некоторые трактуют это превратно. «Ничего личного, только бизнес», - популярная фраза. Недавно посмотрела фильм «Основатель» про появление Макдональдс. Интересно стало, так как прочитала в одном бизнес-блоге, что Рэй Крок, который считается основателем сети, на самом деле «отжал» бизнес у братьев Макдональдов.

Меня эта тема волнует, так как по моей голове неоднократно пытались пройтись. Но это нормально, так как 35 уже... И мне интересно, где грань между «ничего личного» и «по головам». Интерпретируют ее все по-разному.

Основатели Макдональдс - Морис и Ричард Макдональды - не планировали развивать франчайзинговую сеть, так как у них был в этой сфере отрицательный опыт. Пересмотреть планы их уговорил Рэй Крок, который случайно в один из прекрасных дней поставлял миксеры в их ресторан.
Основатели Макдональдс - Морис и Ричард Макдональды - не планировали развивать франчайзинговую сеть, так как у них был в этой сфере отрицательный опыт. Пересмотреть планы их уговорил Рэй Крок, который случайно в один из прекрасных дней поставлял миксеры в их ресторан.

Рэй Крок не является автором идеи быстрого обслуживания. Не он придумал сократить меню до самых продаваемых позиций и особую систему ресторанной логистики, благодаря которой скорость обслуживания достигала 30 сек. Все это воплотили Морис и Ричард Макдональды. Но в результате у них был всего 1 ресторан, а попытки запустить франшизу не удались. И именно у 52-летнего Рэя Крока получилось масштабировать бизнес без потери качества продукта. Для этого он заложил свой дом и страховку, работал 24/7 и собрал команду единомышленников. Он неоднократно был на грани разорения, а братья в свою очередь активно противились всем решениям по увеличению доходов – к примеру, добавлению в меню логотипа Pepsi.

Рэй Крок лично отбирал франчайзи, которые соблюдали все правила обслуживания и приготовления. Любые изменения жестко пресекали.
Рэй Крок лично отбирал франчайзи, которые соблюдали все правила обслуживания и приготовления. Любые изменения жестко пресекали.

Выручки Крока было недостаточно для погашения кредита, пришла идея перевести бизнес в новую плоскость – скупать участки, которые франчайзи обязаны были арендовать для возведения ресторанов. Это позволило получать прибыль еще до этапа строительства.

Макдональды согласились продать компанию, но за баснословные тогда 2,7 млн долл., которые, опять же, Кроку пришлось брать в кредит. Через рукопожатие договорились также об 1% от прибыли сети… Это обещание Крок не сдержал. А собственный ресторан братьев, самый первый Мак, не выдержал конкуренцию с сетью и закрылся. В данной ситуации братья получили все, что имели, плюс 2,7 млн долл. В делах по развитию компании они участия не принимали, всячески противившись прогрессу. Это как раз про ретрогадность и про то, что нужно успеть вовремя перестроиться.

Для того, чтобы получить кредит на развитие, Рэй Крок заложил свой дом и страховку.
Для того, чтобы получить кредит на развитие, Рэй Крок заложил свой дом и страховку.

Похожая ситуация была в Facebook... Один из сооснавателей Facebook Эдуардо Саверин, изначально финансировавший Цукерберга, уехал на практику в Нью-Йорк. И за его отсутствие команда нашла новых инвесторов, а доля Саверина в уставном капитале компании была понижена с 34 % до 0,03 %. Правда спустя несколько лет он отсудил право на 5 % акций. Но тем не менее, несмотря на разногласия с Facebook, Саверин продолжил развиваться в бизнесе, занимается развитием фонда, финансирующего стартапы и вполне достойно отзывается о Цукерберге.

Сооснователь Facebook Эдуардо Саверин, которого внезапно оставили за бортом, продолжил успешно развиваться в бизнесе, оставив прошлые обиды.
Сооснователь Facebook Эдуардо Саверин, которого внезапно оставили за бортом, продолжил успешно развиваться в бизнесе, оставив прошлые обиды.

По моему личному мнению, оба эти примера как раз про «ничего личного». Может, я, конечно, и ошибаюсь, так как не являюсь непосредственным свидетелем событий, но это открытая конкурентная борьба. А вот про хождение по головам… Это клевета за спиной, присвоение заслуг команды и подставы. Причем, судя по моему личному опыту, эффект бумеранга все-таки существует. И те люди, которые «прошлись по головам» получают по заслугам в непродолжительном времени. Поэтому заморачиваться на их счет даже не стоит. Нужно попытаться разобраться в ситуации, но затем «отпустить» ее, и жить дальше. Когда реагируешь позитивно, все что происходит - к лучшему, и это факт.