Я уже писала об этом деле, когда мужчина отдал автомобиль на ремонт Hyundai Santa Fe 2016г. выпуска в автосалон. Автосалон протянул с ремонтом всего на 7 дней дольше, чем можно, а в результате был вынужден предоставить владельцу новый авто 2019 г. улучшенной версии. Но дело на этом не закончилось! Мужчина не просто получил новенький авто взамен подержанного, но и отсудил у ответчика полтора миллиона рублей, вернее неустойку в размере 1 550 000 (один миллион пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Как это у него получилось?
Дело в том, что Автосалон нарушил сроки дважды. Первый раз Автосалон нарушил срок, установленный для ремонта автомашины, в связи с этим нарушением у потребителя появилось право на замену. Второй раз, Автосалон нарушил срок, установленный для замены, в связи со вторым нарушением у владельца появилось право на неустойку за просрочку.
Что именно Автосалон сделал не так?
После того, как 30 июля в Автосалон поступило требование о замене находящейся в ремонте машины на аналогичную новую машины, Автосалон должен был удовлетворить его в течение 7 дней. Это правило установлено ст. 21 Закона О защите прав потребителей.
Автосалон не выполнил указанное требование. И уже не важно, что к 5 августа старый автомобиль был отремонтирован и что 20 августа Автосалон направил потребителю ответ с отказом удовлетворить требование о замене. Единственное важно обстоятельство, на которое ссылался Автосалон – это отсутствие автомобиля, аналогичного тому, что был в ремонте, более того, на то, что автомобиль такой марки и такой комплектации снят с производства. Именно на это обстоятельство рассчитывал продавец и при защите своей позиции в суде. Но истцу удалось доказать, что у Автосалона есть в продаже «не бывший в употреблении автомобиль Hyundai Santa Fe базовой комплектации Lifestyle с дизельным двигателем, серебристого цвета 2019 г. выпуска», который является аналогом «автомобиля марки Hyundai Santa Fe 2016г.выпуска, базовой комплектации «Comfort FL». Различие в базовой комплектации («Comfort FL» против «Lifestyle») судья посчитал несущественными. ! Хотя автомобилисты здесь бы, наверное, поспорили :-)
Итак, к моменту рассмотрения дела и вынесения решения суда Автосалон добровольно не выполнил требование о замене товара на новый, те. совершил просрочку выполнения требований потребителя.
Так как продавец не заявлял о применении срока в 20 дней (необходимого для проверки) или срока 30 дней (необходимого для приобретения товара, который отсутствует в наличии), то суд рассчитал просрочку с 7 августа (7 дней после 30 июля – дата подачи претензии) по 29 ноября 2019 (дата вынесения судебного решения).
Как рассчитать сумму неустойки за просрочку выполнения требований потребителя?
Все правила расписаны в ст. 23 Закона: за нарушение ст. 21 продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Судья для расчета использовал следующие цифры.
Дни просрочки – 114 дней – период с 07.08.2019 по 29.11.2019.
Стоимость товара – 2 429 000 рублей – цена нового автомобиля марки Хендай СантаФе базовой комплектации с дизельным двигателем.
В результате у судьи получилось =
2429000 рублей х 1 % х 114 дней = 2 758 800 рублей.
! Интересно, что у меня при пересчете получилась немного другая сумма - 2429000 рублей х 1 % х 114 дней = 2 769 060 рублей. Но это не так важно, так как а) истец запрашивал меньшую неустойку, б) судья решила уменьшить размер неустойки, в целях: «устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения».
Действительно, у суда есть такое право – уменьшить размер неустойки по ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации «если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку».
В результате судья уменьшила размер неустойки до 1 550 000 рублей. На мой взгляд, это достаточно приличная сумма. Мне даже стало немного жаль Автосалон, который понес такие серьезные убытки по собственной юридической неосмотрительности. На самом деле такие судебные решения большая редкость. И такие суммы неустойки тоже большая редкость. А вот нарушения прав потребителя, включая всевозможные просрочки, далеко не редкость в нашем обществе.
P.S. Если вам интересны реальные судебные истории, если вы хотите изучать право не только в теории, но и на практике, если вы хотите сами защищать свои права и не только, тогда подписывайтесь на наш канал, ищите нас в инстраграмм, в ютьюбе, а также приходите в гости на наш сайт, там еще больше всяких историй, уроков и полезностей.