США готовы распустить СБ ООН, чтобы оказать давление на Иран
115 прочтений
22 августа 2020
В мире, где американская исключительность и односторонность стали общепринятой нормой, наглость попытки государственного секретаря Помпео навязать «резкие» инспекции Ирана берет верх. Более того, он обречен на провал.
Когда дело доходит до Ирана и ядерной сделки с Ираном (формально известной как Совместный всеобъемлющий план действий или СВПД), президент Трамп уделяет особое внимание одному результату - вернуть Исламскую Республику за стол переговоров с целью произвести «Лучшая сделка», чем сделка, заключенная его предшественником Бараком Обамой в июле 2015 года. Для бывшего нью-йоркского риелтора и звезды реалити-шоу, ставшего главным исполнительным директором, нет ничего проще - он, в конце концов, непревзойденный (если самопровозглашенный) «участник сделок». То, как совершается сделка, и даже то, что составляет сделку, менее важно, чем сама сделка. Эта цель доминировала в его представлениях об Иране как кандидате и продолжает оставаться таковым в качестве президента.
Резкое решение о выходе из СВПД в мае 2018 года было вызвано скорее осознанной необходимостью начать формирование дипломатического поля битвы в поддержку новых переговоров, чем какими-либо законными соображениями национальной безопасности. Цель Трампа с самого начала состояла в том, чтобы заставить Иран путем введения экономических санкций в сочетании с политической изоляцией отказаться от СВПД времен Обамы и сесть за стол переговоров с новым американским «лицом, совершающим сделки», чтобы заключить «крупную сделку», которая заставит всех счастливый.
Америка против мира
Однако проблема с самого начала заключалась в том, что Соединенные Штаты были одни со своим недовольством тем, как осуществляется сделка. Среди других участников СВПД (Франция, Великобритания, Германия, ЕС, Россия, Китай и Иран) соглашение доказывало свою жизнеспособность, не позволяя Ирану участвовать в любых «прорывных» действиях, которые могли бы привести к тому, что Иран получит достаточно расщепляющихся материалов. материал из программы обогащения урана на основе центрифуг для создания ядерного устройства. Трамп, однако, ухватился за так называемые «положения о прекращении действия» СВПД, которые сняли ограничения на использование Ираном центрифуг через несколько лет, что позволило Ирану опровергнуть гипотетические расчеты относительно ядерного «прорыва», и, таким образом, с самого начала обосновывая основную цель СВПД.
Решение США в одностороннем порядке выйти из СВПД оказалось явной политической катастрофой, которая сделала Иран, Россию и Китай «потерпевшими» и вбила клин между США и их европейскими союзниками. Вместо того, чтобы признать поражение и помочь восстановить статус-кво путем повторного вступления в СВПД, администрация Трампа вместо этого решила удвоить ставку, угрожая возобновить санкции ООН, которые были приостановлены после вступления Ирана в СВПД с помощью процедурных механизмов, содержащихся в в этом соглашении содержится призыв к «отмене» санкций, если какая-либо сторона недовольна соблюдением другой. Настоящая цель американского гамбита по возобновлению «внезапных» инспекций заключалась не в каких-либо нарушениях со стороны ядерной программы Ирана, а в желании предотвратить автоматическое снятие эмбарго на поставки оружия, которое было прописано в основной части документа. СВПД. Это эмбарго должно было автоматически прекратиться в октябре 2020 года.
США пытались оказать давление на Совет Безопасности, чтобы он принял резолюцию, которая навсегда продляла бы это эмбарго. И Россия, и Китай обещали наложить вето, так что поражение резолюции было неизбежным. Однако цель настаивать на этом заключалась в том, чтобы убедить как минимум девять других членов органа, состоящего из 15 членов, проголосовать «за», тем самым предоставив США моральное превосходство при обращении к Совету Безопасности по поводу повторного введения «отката назад». санкции. Большинство других членов Совета Безопасности, признавая, что, если они вмешаются, чтобы отменить положение, предписанное СВПД, они поставят под угрозу дальнейшее участие Ирана в соглашении, вместо этого воздержались при голосовании по резолюции. Только Доминиканская Республика встала на сторону США; Россия и Китай, как и ожидалось, наложили вето.
Сделка Трампа или нет
Не сумев добиться морального превосходства, США могли бы признать поражение и перегруппироваться, пытаясь найти другой, менее противоречивый путь вперед. Но политика «максимального давления» США не допускает такой слабости, особенно когда Дональд Трамп хвастался, что он заключит новую сделку с Ираном в течение четырех недель после своего переизбрания. Чтобы хотя бы попытаться сделать это, США потребуется не только сохранить существующий режим односторонних санкций, который они вводят в отношении Ирана, но и усилить давление, что можно было бы сделать только путем повторного введения санкций ООН посредством «возврата назад». »Механизм СВПД.
Если США удастся «отозвать» санкции ООН, СВПД окажется мертвым, поскольку Иран никак не сможет продолжать выполнять соглашение, которое больше не выполняет его обещания. Другие участники СВПД понимают это и заявили о своем нежелании соглашаться со схемой США. Более того, эти страны считают, что после выхода из СВПД США больше не были «участником» этого соглашения и как таковые не имели юрисдикционных или юридических полномочий для инициирования положений о «возвращении назад».
20 августа госсекретарь Майк Помпео, проигнорировав предупреждения других сторон СВПД, встретился с президентом Совета Безопасности с целью вручения письма, в котором объявлялось, что США активировали процедуры «возврата», и что в 30 дней он будет призывать к голосованию по этому вопросу Советом Безопасности. Практически сразу действия США были осуждены другими сторонами СВПД: Франция, Великобритания и Германия назвали действия США «несовместимыми с нашими текущими усилиями по поддержке СВПД», а Россия и Китай назвали эти усилия «незаконными».
Снос СБ ООН - приемлемый результат для США.
Администрация Трампа, столкнувшаяся с этой объединенной оппозицией, не показала никаких признаков того, что она готова отступить. Совет Безопасности ООН плывет по неизведанным водам, никогда не сталкиваясь с проблемами подобного рода за всю свою 75-летнюю историю. Есть все основания полагать, что США представят резолюцию на рассмотрение после истечения 30-дневного периода уведомления, а затем сами наложат на нее вето, что приведет к автоматическому «откату» санкций ООН. Есть также все основания полагать, что Совет Безопасности будет стремиться заблокировать США с помощью различных процедурных формальностей, направленных на то, чтобы формально не признавать требования США и тем самым препятствовать представлению какой-либо резолюции.
Вероятным исходом будет то, что Совет Безопасности не признает представление резолюции США, после чего США откажутся признать способность Совета Безопасности предотвратить представление такой резолюции. США будут стремиться представить резолюцию, а затем немедленно наложить на нее вето и заявить, что «откат назад» был осуществлен. Остальные члены Совета Безопасности отклонят это действие и сочтут, что СВПД действует без санкций ООН. Затем США наложат санкции на любую сторону, которая не соблюдает санкции ООН.
Если бы это действительно произошло, это означало бы функциональную смерть Совета Безопасности ООН, и с этим, похоже, многие в администрации Трампа готовы мириться. Столкнувшись с неизбежностью такого исхода, некоторые члены, особенно французы, немцы и британцы, могут быть вынуждены пересмотреть свою позицию по отмене эмбарго на поставки оружия, ища компромиссное решение, которое спасет СВПД, в то же время лишив Иран доступа к российским и китайским вооружение. Это может быть целью США с самого начала. Если это так, то это чрезвычайно опасно, поскольку оно основано на ложном предикате, а именно на том, что на Иран может быть оказано сочетание экономического и дипломатического давления, чтобы заставить его пересмотреть СВПД. Проще говоря, нет, и администрация Трампа должна действовать так, как будто это только ставит под угрозу региональный и международный мир и безопасность.