Авиационный музей в Швеции «Flygvapenmuseum» в Малмен
Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!
В этой публикации мы коснёмся только уникальных поршневых самолётов из авиационного музея в Малмен, которые оставили существенный след в истории ВВС Швеции.
1. Junkers Ju86K (B 3), 1936-1958 гг
В 1936 году шведские ВВС купили у Германии первые три средних бомбардировщика Junkers Ju86. Предполагалось, что он будет торпедоносцем и дальним разведчиком. В 1937-1938 годах было куплено ещё 37 самолётов. Далее компания Saab по лицензии стала производить самостоятельно эти самолёты.
Музейный экземпляр произведён в Германии в 1938 году и является единственным сохранившимся в мире Junkers Ju86. В 1958 году был выведен из эксплуатации и использовался как транспортный самолёт. Налетал в сумме более 2.000 часов, прежде чем поступил в историческую коллекцию Малмен.
2. Fiat C.R.42 (J 11), 1940-1945 гг
После начала войны между Финляндией и СССР, волонтёры собрали деньги, организовали закупку и доставку через Швецию в Финляндию 12 итальянских истребителей Fiat C.R.42 в 1940 году. Но к тому времени война уже закончилась и самолёты остались в Швеции. Они продолжили службу в качестве разведчиков в шведских ВВС.В 1940 году было заказано ещё 60 истребителей этого типа.
Вскоре такие бипланы с открытой кабиной были признаны устаревшими и в 1945 году были выведены из состава вооруженных сил. Далее использовались как буксировщики целей.
Выставленный в музее экземпляр произведён в 1941 году. После прекращения эксплуатации он передан в историческую коллекцию Малмен. Это один из 3-х, оставшихся во всём мире.
3. Reggiane 2000 Falco 1 (J 20), 1941-1945 гг
Этот итальянский истребитель совершил первый полёт в 1939 году. Он сконструирован итальянскими инженерами как копия американского P-35. Т.к. американские самолёты в это военное время невозможно было доставлять в Швецию, то решено было закупить 60 самолётов в Италии. Они были доставлены в Швецию в 1941-1943 годах. После некоторых модификаций он стал быстрым и универсальным истребителем, который понравился пилотам.
Выставленный в музее экземпляр произведён в 1942 году. После окончания войны самолёты такого типа были признаны устаревшими, и он был передан в историческую коллекцию в Малмен в 1945 году. В мире осталось только два экземпляра, но только этот единственный полностью укомплектованный.
4. Saab 17(B 17B), 1941-1955 гг
Бомбардировщик шведских конструкторов. Первый самолёт, который был сконструирован шведской компанией SAAB. Изначально был предназначен для армейской разведки. Позже его функции расширились до пикирующего бомбардировщика и морских операций.
Конструкторские работы начались в 1937 году. Первый полёт сделал в 1940 году. Было привлечено около 50 американских инженеров для его разработки. Всего было сделано 325 самолётов в промежутке 1940-1944 годов. Для него использовались три различных двигателя, которые в названии самолёта отмечались буквами A, B и C.
Данный экземпляр Saab 17B изготовлен в 1942 году. В 1945 году модифицирован в разведывательный. После списания в 1948 году поступил в историческую коллекцию в Малмен, и это единственный существующий самолёт версии «B».
5. FFVS J22 (J 22), 1943-1952 гг
Истребитель шведских конструкторов. В 1940 группа шведских экспертов была в США, чтобы изучить и купить американские истребители. Но выяснилось, что экспорт истребителей и двигателей маловероятен. Шведы решили самостоятельно разработать собственный истребитель J22. Первый полёт был сделан в 1942 году. Серийное производство началось в 1943.
Данный экземпляр произведён в 1945 году. Выведен из эксплуатации в 1952 году и включён в историческую коллекцию в Малмен.
6. Saab 18B (B 18B), 1943-1959 гг
Бомбардировщик шведских конструкторов. Разработка двухмоторного бомбардировщика начата в 1939 году. Также он должен был выполнять функции дальнего разведчика. Первый полёт совершил в 1942 году с американскими двигателями.
Поставки самолётов, произведённых серийно, начались в 1944 году. Помимо бомб и ракет, отдельные модификации могли носить торпеды. Также самолёт был вооружен 57 мм пушкой – это самый крупный калибр АВТОМАТИЧЕСКОЙ пушки, который когда-либо использовался в авиации. Эксплуатация его завершилась в 1959 году.
Выставленный в музее экземпляр налетал только 21 час и совершил аварийную посадку на лёд. Экипаж не пострадал, а самолёт затонул. Через 33 года в 1979 году самолёт подняли из воды, реставрировали и выставили в музее.
7. Saab 21 (J 21A), 1945-1954 гг
Тактический истребитель революционной конструкции с толкающим винтом и первым в мире катапультным креслом пилота, которое отстреливалось с помощью пиропатрона . Расположение двигателя позади пилота позволило лучше разместить оружие в носовом отсеке и улучшить передний обзор при взлёте и посадке.
Разрабатываться начал в 1941 году. Первый полёт сделан в 1943. Производились несколько версий с разными возможностями подвесного оборудования – бомбы, ракеты, топливные баки на концах крыльев. Он был универсальный и маневренный, за что его и любили пилоты. Снят с эксплуатации в 1954 году, после чего данный экземпляр поступил в историческую коллекцию в Малмен.
Поршневых самолётов, которые сделали историю шведских ВВС, в музее выставлено больше. Но в этой публикации мы коснулись только самых уникальных в той или иной степени.
Это очередной пример бережного отношения к истории своей станы в целом и к истории военной авиации в частности.
Читайте другие публикации канала на близкую тему: «Авиационный музей в Швеции. Таким вы его уже не увидите. Уникальные личные фото до реконструкции» 👍, «F-117 Nighthawk – реально самолёт-невидимка. Я видел это собственными глазами и могу подтвердить под присягой» 👍, «Это не «кладбище» самолётов, как называют некоторые. Это авиабаза хранения и восстановления (личное посещение и фотографии)» 👍, «Прочитал в американском авиамузее, сколько F-86 сбили МиГов в корейской войне: Счёт 1:14 меня удивил и озадачил» 👍.