Найти в Дзене
Matrona

Как появилось ругательство "козел"?

Русский язык богат национальными ругательствами. А вы когда-нибудь задумывались о значении некоторых? Например, одним из распространенных является слово козел. Интересно, что еще в старину для мужчины были оскорблением слова – душный козел или козлина. Всем известны фразы: «За козла ответишь», «Козел отпущения». А откуда пошли эти ругательства? Чем провинились животные? Козел отпущения Отрицательный образ козла формировался на протяжении тысячелетий. Еще в ветхозаветные времена козлы были жертвенными животными. Так в праздник Йом-Кипур в Иерусалимском храме первосвященник возлагал на козла руки, символически перенося на животное грехи всего еврейского народа. Козел становился вместилищем человеческих пороков, то есть козлом отпущения. Несчастное животное изгоняли умирать в пустыне от голода. По другой версии животное сбрасывали в пропасть со скалы. Ритуал существовал с X века до н.э. вплоть до I веке н.э Шло время, менялись эпохи. Но одно оставалось неизменным. Всегда существовали жел
Оглавление

Русский язык богат национальными ругательствами. А вы когда-нибудь задумывались о значении некоторых? Например, одним из распространенных является слово козел. Интересно, что еще в старину для мужчины были оскорблением слова – душный козел или козлина. Всем известны фразы: «За козла ответишь», «Козел отпущения». А откуда пошли эти ругательства? Чем провинились животные?

Козел отпущения

Отрицательный образ козла формировался на протяжении тысячелетий. Еще в ветхозаветные времена козлы были жертвенными животными. Так в праздник Йом-Кипур в Иерусалимском храме первосвященник возлагал на козла руки, символически перенося на животное грехи всего еврейского народа. Козел становился вместилищем человеческих пороков, то есть козлом отпущения. Несчастное животное изгоняли умирать в пустыне от голода. По другой версии животное сбрасывали в пропасть со скалы. Ритуал существовал с X века до н.э. вплоть до I веке н.э

Шло время, менялись эпохи. Но одно оставалось неизменным. Всегда существовали желающие переложить свою вину на другого человека. Так наименование жертвенного «козла отпущения» стало нарицательным.

Козлы на страже конюшень

В старину козлов использовали в качестве охранников. Эти животные оберегали конюшни от домовых и чертей. Наши предки верили, что козлы и представители нечистой силы находятся в близком родстве, а поэтому могут легко договориться между собой. Например, многим хорошо известна пословица: «Бог создал человека, а черт – козла!». На самом ли деле черт и козел – родственники, не известно. )))

По словам опытных конюхов, практическое значение пребывания козла в конюшне было. Ласки чаще всего заводились именно в тех помещениях, где обитали лошади. Хищницы прокусывали коням ноги и выпивали кровь животного. Но вот что интересно, именно козлов больше всего не любили ласки.

Неслучайно русская пословица гласит: "Козел хорош, да на беса похож". Именно исходя из описанных выше поверий "козлом" на Руси стали называть человека нечестного, грязного, бесоватого, похотливого.

Козлы-провокаторы

Когда-то на Руси на скотобойнях использовали дрессированных козлов. Они заводили других животных в скотобойню, а сами при этом оставались живы. Бараны и другие животные, попав на скотобойню нервничают и могут вести себя довольно буйно. Запах крови, крики собратьев пугают животных. Чтобы процесс забоя прошел без эксцессов с давних времен использовали дрессированных козлов. Его выпускали в центр загона. Животные шли за ним на убой, не испытывая стресса. Но их убивали, а козлы оставались целыми, так как самому козлу в последний момент открывали боковую калитку. Сжевав положенную охапку сена и отдохнув, он снова отправлялся выполнять свою нелегкую, но ответственную миссию. Интересно, что у данного животного была даже официальная должность на мясокомбинате и выделенное на содержание жалование.

Исходя из данного обычая, козлов-провокаторов иногда стали сравнивать с революционерами и политиками, устраивающими акции протеста.

Очернённые козлы в сказках

Сказочники, песенники и острословы тоже приложили руку, чтобы очернить козлов. В начале XVIII века появилась песня «Жил-был у бабушки серенький козлик». С легкой руки неизвестного автора козлик стал символом детского непослушания.

Сказочная Аленушка стала пугать братца Иванушку самым страшным, что может случиться с мальчиком: «Не пей, братец, из копытца – козленочком станешь!».

А теперь вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Коза – заботливая мать-героиня. Выбиваясь из сил, она кормит семерых козлят и вынуждена оставлять их дома без присмотра. А где в это время ее муж-козел?

Вот так, наслушавшись сказок еще в детстве, повзрослев, мы начинаем упрекать Иванушек, что со временем они превращаются в настоящих козлов!

О никчемном человеке мы говорим: «От него, как от козла, ни шерсти, ни молока!». Так, а почему вообще козел должен давать молоко?

Интересно, что козлы, по природе своей, достаточно сообразительные и умные, в отличии от тех же баранов.