1284/1285 год. Восточная Европа
В 1284/1285 году русские князья Лев Данилович Холмский, Дмитрий Друцкий и Святослав Киевский сговорились вернуть свои старые вотчины, которые попали под власть Литвы - в частности, вошли во владения великого князя Новогородокского, Рингольта Альгимунтовича.
Собираясь в поход, русские князья обратились за помощью к татарскому правителю Курдану*. Последний, который помнил свое поражение под Мозырем в 1276 году и желал за него отмстить, охотно прислал отряды татар в помощь союзным правителям.
Объединенная армия русских и татар, которую вели Святослав Киевский, Лев Холмский, Дмитрий Друцкий, вошла во владения Рингольта и принялась опустошать все на своем пути. Пока Рингольт, желая отбить нападение, собирал свои отряды и ждал помощи из Жемайтии и от правителя ВКЛ Великого князя Литовского Довмонта (правил в 1282-1285 гг.), союзники дошли до реки Неман.
Здесь недалеко от городка Могилны русско-татарская армия столкнулась с отрядами русских, литовцев, жемайтов.
Ожесточенная битва шла целый день и закончилась поражением русско-татарских войск.
Общие потери союзников, если верить пролитовскому источнику, составили 40.000** воинов.
Согласно источнику из 10.000 татар спаслось всего 500 человек. Из русских 150, которые бежали в Луцк. В плен попали 1000 татар и 273 русских.
Литовцы Рингольта потеряли 700 убитыми и 250 раненными.
Распустив своих, Рингольт с большим триумфом вернулся в Новогородок***.
------------------------------------
Источник: ПСРЛ, тт. 32, 40
* Какой татарский правитель скрывается под этим именем не ясно. Скорее всего, это прозвище. Дословный перевод термина Курдан – это «охотник за людьми».
** Цифра в 40.000 убитыми вызывает сомнение. Для таких потерь пленных маловато.
Цифра в 150 уцелевших русских также вызывает сомнение. Вероятно, это были те, кто вернулся домой из дружины луцкого князя. Но это никак не относится к Киеву и Друцку.
*** Если Рингольт одержал столь блестящую победу, то почему тогда не пошел громить вражеские владения, чтобы возместить свои потери в этой войне?
Скорее всего, он просто отразил вторжение, а наступать во вражеские земли не рискнул, так как потери его врагов были не столь велики, как называет придворный хронист.
Смотри также: Ты осмелился меня обвинить в неверности королю?!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.