Вообще, лаосцы делят смерть на «хорошую» и «плохую». Если человек умер «хорошей» смертью, желательно дома, в окружении семьи, к кремации готовятся 3 дня, на прощание собираются все родственники и друзья, атмосфера, конечно, не праздничная, но и не такая уж трагичная. А вот с «плохой» смертью дела обстоят иначе. Если человек умер внезапно, его тело сразу везут в темпл и сжигают без промедления. Иначе дух может потеряться и не сможет уйти в загробный мир. А если так, то может и начать мстить живым (за то, что они живые, а он нет).
Пхи Тай Хонг – дух мужчины или женщины, которые умерли внезапно, обычно без соблюдения надлежащих погребальных ритуалов. Эти духи символизируют то, что жизнь может закончиться непредсказуемо, и любой может стать жертвой смерти. Существует различие между внезапной смертью и неизлечимо больными, которые осознают свое состояние и потенциальную смерть. Жертвы самоубийства или казненные также не подпадают под категорию Пхи Тай Хонг, потому что их смерть была ожидаемой.
Пхи Тай Хонг особенно опасны и агрессивны, потому что неожиданная смерть помешала им осуществить свои мечты и желания. Таким образом, их гнев и печаль проявляются в форме мстительного призрака. Считается, что первые семь дней после смерти человека — это время, когда его дух наиболее активно ищет мести. Призрак посещает место своей гибели и часто пытается убить тем же способом, которым умер сам. Поэтому живым людям рекомендуется избегать места, где кто-то умер «плохой» смертью. Считается, что Пхи Тай Хонг входят в число самых опасных духов и одним из самых сложных для изгнания.
Но самое жестокое и мстительное проявление Пхи Тай Хонг приходит в виде призраков, называемых Тай Тханг Клом. Это призраки беременных женщин, умерших вместе с еще не родившимся ребенком, обычно из-за осложнений при родах. Эти призраки еще более злобны, потому что смерть забрала аж две жизни, а не одну, в результате чего появилась сила двух духов. (легенда про такого духа – Мэ Нак – см. ниже).
Сохранились даже древние письменные источники, подробно описывающие силу страха, связанную с Тай Тханг Клом. Однако принесение в жертву беременных женщин путем захоронения их заживо под городскими укреплениями или зданиями иногда превращало их в защитных духов, а не разрушительных. Один из таких примеров – Ват Си Мыанг во Вьентьяне.
*Современный лайфхак от водителей скорой помощи в Лаосе: приезжая на вызов с «плохой» смертью, врачи надевают на тело кислородную маску и говорят с ним, как с живым, при этом отвозят домой. Дома «внезапно» обнаруживается, что человек умер, но это же уже как бы дома произошло, значит смерть не такая уж и «плохая».
1