Найти в Дзене

Этот русский спас Землю от разрушения

Призрак ядерной войны навис над человечеством с 1945 года, когда с окончанием Второй мировой войны мы увидели разрушительную силу ядерных боеголовок. Были времена, когда финальный рок упускал буквально одно решение! К счастью, оказывается, что здесь ключевую роль играет человеческая мораль и осознание угрозы, которую может создать ядерная конфронтация. Примером, подтверждающим такое заявление, может служить фигура полковника Станислава Петрова. Это было 26 сентября 1983 года. В бункере Серпухов-15, где находился центр советской системы раннего предупреждения «Око», дежурил он, Петров. Он определенно не ожидал, что в тот день он увидит тревожное сообщение на своем экране и что внутреннее пространство военного убежища будет наполнено зловещим шумом предупреждающих сирен. Согласно системе, американцы только что запустили ядерную ракету ... Причина преобладает Петров мог запаниковать, он мог в этот момент отдать приказ начать контратаку. Это, конечно, привело бы к фактическому развязыван
Оглавление

Призрак ядерной войны навис над человечеством с 1945 года, когда с окончанием Второй мировой войны мы увидели разрушительную силу ядерных боеголовок. Были времена, когда финальный рок упускал буквально одно решение!

К счастью, оказывается, что здесь ключевую роль играет человеческая мораль и осознание угрозы, которую может создать ядерная конфронтация. Примером, подтверждающим такое заявление, может служить фигура полковника Станислава Петрова.

Это было 26 сентября 1983 года. В бункере Серпухов-15, где находился центр советской системы раннего предупреждения «Око», дежурил он, Петров. Он определенно не ожидал, что в тот день он увидит тревожное сообщение на своем экране и что внутреннее пространство военного убежища будет наполнено зловещим шумом предупреждающих сирен. Согласно системе, американцы только что запустили ядерную ракету ...

Причина преобладает

Петров мог запаниковать, он мог в этот момент отдать приказ начать контратаку. Это, конечно, привело бы к фактическому развязыванию ядерной войны и, следовательно, к полному уничтожению человеческой цивилизации. Однако полковник сохранил самообладание и приказал команде бункера оставаться на своих позициях. Паника была худшим выходом в этой ситуации.

Но что-то было не так: система Eye зафиксировала запуск только одной ракеты . Петров совершенно справедливо полагал, что такой шаг был бы бессмысленным согласно доктрине MAD (Mutual Assured Destruction). Если бы противник действительно хотел начать атаку, удар наносился бы по всем стратегическим целям одновременно. Следовательно, трезвый солдат обнаружил, что система явно неисправна.

Несколько мгновений спустя его сила воли была испытана во второй раз. «Глаз» показал еще четыре ракеты, выпущенные с американской территории. Петров оказался перед трагическим выбором : чтобы окончательно подтвердить приближающуюся атаку, необходимо было подождать, пока ракеты не окажутся в пределах досягаемости наземных радаров, то есть слишком близко к цели, чтобы иметь возможность реагировать. С другой стороны, сообщение об агрессии командованию будет связано с контратакой ... и войной. Америке придется ответить на ракеты, запущенные из России, и тогда обе страны (а также остальная часть поверхности Земли) останутся только с радиоактивными пустошами.

Трудно представить, насколько тяжело было решение Петрова перед ним. Просто осознание того, что судьба мира находится в его руках, должно быть подавляющим. К счастью, он решил не сдавать отчет, посчитав показания «Глаза» ошибкой. Он был прав!

Фотография с саммита G7 в 1983 году. Присутствуют политики, ответственные за проведение учений «Способный лучник 83»: Гельмут Коль третий слева, Франсуа Миттеран четвертый, Рональд Рейган пятый, Маргарет Тэтчер седьмая.
Фотография с саммита G7 в 1983 году. Присутствуют политики, ответственные за проведение учений «Способный лучник 83»: Гельмут Коль третий слева, Франсуа Миттеран четвертый, Рональд Рейган пятый, Маргарет Тэтчер седьмая.

Откуда эта путаница?

Чтобы лучше понять безвыходное положение российского полковника, нужно осознать масштаб напряженности между Америкой и Советским Союзом. Пока Петров находился на дежурстве, НАТО проводило маневры под кодовым названием «Able Archer» (Эффективный лучник). Масштабные испытания процедуры запуска ядерного оружия поставили весь мир в режим ожидания. Были введены радиомолчание и имитация ядерной тревоги, что выглядело достаточно реалистично, чтобы Советский Союз поверил, что конфронтация действительно может иметь место. Рональда Рейгана обвинили в подготовке к войне. В то же время радиолокационные системы того времени были очень несовершенными, они не позволяли досконально изучить характер движущихся в воздухе объектов. Это было еще более неопределенно.

Однако вскоре выяснилось, что ошибочные показания «Оки» были вызваны совпадением, которого разработчики системы не предвидели. Солнечный свет просто отражался от облачного слоя над Соединенными Штатами, давая спутнику неверные показания. Такая простая вещь может привести к нашей гибели ...

Международное признание

Третьей мировой войны, как известно, не было. Но полковник Петров не получил должного признания за хладнокровие - вместо этого его ударил гром за… неточное ведение журнала событий. Позже его эффективно сняли со сцены, и мир забыл о нем. Зачем?

До недавнего времени элита советской военной и оружейной промышленности билась во славе создания «Ока», а между тем - их устройство оказалось неисправным, что почти не привело к войне! C худшим «обычным» полковником легко распознать, что система индикации неправильная. Если бы его наградили, то это тоже было бы выговором для упомянутых выше людей ... А этого, конечно, не могло быть.

фото: CC BY-SA 3.0 Станислав Петров, Дрезден 2013, получение награды «Дрезден-Прейс»
фото: CC BY-SA 3.0 Станислав Петров, Дрезден 2013, получение награды «Дрезден-Прейс»

Сам Петров дожил до почти полностью забытой старости. Мир вспомнил о его достижении только после публикации мемуаров генерала Юрия Вотинцева в 1998 году. Полковника нашли и допросили о событиях много лет назад, о чем он неохотно рассказал. В знак признания его заслуг он получил множество наград, в том числе Премию гражданина мира, Премию Организации Объединенных Наций, Премию СМИ Германии и Премию мира «Дрезден-Прейс». Сам всегда утверждал, что он не был героем, потому что просто выполнял свой долг. В интервью 2013 года он признался, что не был до конца уверен в том, что тревога «Оки» на самом деле была ложной. При этом ситуация 1983 года считалась моментом, когда мы были наиболее близки к ядерной войне в истории. Петров умер в 2017 году в возрасте 77 лет.