Найти тему
Круто об искусстве

"Бетховенский фриз" (1902) Густава Климта.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Скажу сразу - Я НЕ ЛЮБЛЮ КЛИМТА: много золота, театральности, раздражающих декоративных завихреней и завитушек, очень и очень много вылизанного Фрейда.

Но! "Бетховенский фриз" принадлежит к тем монументальным художественным творениям, которые являют собой мощный посыл ХХ века.

Дом Венского Сецессиона
Дом Венского Сецессиона
Дом Венского Сецессиона
Дом Венского Сецессиона
Дом Венского Сецессиона
Дом Венского Сецессиона

В 1902 году в павильоне Венского Сецессиона, решенного архитектором Иозефом Мария Ольбрихом в виде храма, увенчанного золотым куполом наверху, состоялась Бетховенская выставка.

Макс Клингер памятник Бетховену
Макс Клингер памятник Бетховену

Эпицентром выставки стала фигура Бетховена, выполненная Максом Клингером. Эта скульптура стала своего рода сакрализацией образа Бетховена в духе Зевса Фидия (героическая нагота, сжатый в каком-то священнодействии кулак, обращенный вверх взгляд).

Памятник Бетховену Макса Клингера на выставке 1902 года
Памятник Бетховену Макса Клингера на выставке 1902 года

"Бетховенский фриз" Климта также трактовался как своего рода алтарь (аналогии с искусством Византии, Др. Египта, Ближнего Востока).

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Фриз, при первом знакомстве с ним, просто ошеломляет - странная череда соседствующих др. с др. образов, сцен, олицетворений, стилистических совмещений и различий. Встречен он был воинствующим неприятием публики (некоторые образы включали в себя изображение мужских и женских гениталий).

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Исключительным вектором, на котором хотелось бы заострить ваше внимание, здесь служит МУЗЫКА БЕТХОВЕНА, а именно его ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ, правда, услышанная Климтом впервые в дирижерской интерпретации Вагнера.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Бетховен более других своих коллег-романтиков обратил внимание на конфликтную суть жизни, представил ее как столкновение разнополюсных сил, которое в итоге имеет для человека позитивный финал. Именно поэтому заключительным аккордом климтавского фриза являются объятия как символ спасения.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

НО, если для Бетховена СУДЬБА и РОК - это некое романтическое предопределение, действие враждебных сил, с которыми человечество ведет схватку, то у Климта другая тональность: ТОТАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОКОВЫХ НАЧАЛ.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

По идее Климта только в любви человек обретает слияние с миром. ЛЮБОВЬ НАДЕЛЯЕТСЯ ВО ФРИЗЕ (как и в др. работах художника) БОЖЕСТВЕННЫМ ОРЕОЛОМ, воспринимается как некий безграничный Космос.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

МЕЛОДИЧНОСТЬ пронизывает все построение фриза - развитие и смена ритмов, повторы и паузы, мелодический ход линий и ее угловатые обострения, изысканная ритмика и волнообразные очертания фигур.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Новым слово стало соседство золоченых орнаментов и натурных зарисовок, едва намеченных силуэтов и брутально очерченных изображений, линейной обостренности отдельных групп и живописного растворения пространства.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Экспрессия и гротеск уживаются здесь с гармонией и идеальностью, лирика - с апофеозом, знаковость - с рассказом.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

Климт уловил нервность наступающего века, обостренность и заторможенность реакций, прорывающееся сквозь бурный поток жизни ощущение человеческого одиночества.

Бетховенский фриз, фрагмент
Бетховенский фриз, фрагмент

За "через чур" свободными формами и орнаментами трудно разглядеть основную идею Климта, а именно СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К СЧАСТЬЮ - мы видим "воина в доспехах, берущего на себя борьбу страдающего "слабого человечества" против враждебных сил - таковые олицетворяют гигант Тифон, три Горгоны, Болезнь, Безумие, Смерть, Похоть, Распутство, Невоздержанность и гложущая Скорбь.Стремление к счастью находит умиротворение в Поэзии и достигает наивысшего воплощения в открываемой Искусствами Идеальной Державе, в которой мы сможем обрести чистую Радость, чистое Счастье, чистую Любовь" (Климт)

-24
-25
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм