Скажу сразу - Я НЕ ЛЮБЛЮ КЛИМТА: много золота, театральности, раздражающих декоративных завихреней и завитушек, очень и очень много вылизанного Фрейда.
Но! "Бетховенский фриз" принадлежит к тем монументальным художественным творениям, которые являют собой мощный посыл ХХ века.
В 1902 году в павильоне Венского Сецессиона, решенного архитектором Иозефом Мария Ольбрихом в виде храма, увенчанного золотым куполом наверху, состоялась Бетховенская выставка.
Эпицентром выставки стала фигура Бетховена, выполненная Максом Клингером. Эта скульптура стала своего рода сакрализацией образа Бетховена в духе Зевса Фидия (героическая нагота, сжатый в каком-то священнодействии кулак, обращенный вверх взгляд).
"Бетховенский фриз" Климта также трактовался как своего рода алтарь (аналогии с искусством Византии, Др. Египта, Ближнего Востока).
Фриз, при первом знакомстве с ним, просто ошеломляет - странная череда соседствующих др. с др. образов, сцен, олицетворений, стилистических совмещений и различий. Встречен он был воинствующим неприятием публики (некоторые образы включали в себя изображение мужских и женских гениталий).
Исключительным вектором, на котором хотелось бы заострить ваше внимание, здесь служит МУЗЫКА БЕТХОВЕНА, а именно его ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ, правда, услышанная Климтом впервые в дирижерской интерпретации Вагнера.
Бетховен более других своих коллег-романтиков обратил внимание на конфликтную суть жизни, представил ее как столкновение разнополюсных сил, которое в итоге имеет для человека позитивный финал. Именно поэтому заключительным аккордом климтавского фриза являются объятия как символ спасения.
НО, если для Бетховена СУДЬБА и РОК - это некое романтическое предопределение, действие враждебных сил, с которыми человечество ведет схватку, то у Климта другая тональность: ТОТАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОКОВЫХ НАЧАЛ.
По идее Климта только в любви человек обретает слияние с миром. ЛЮБОВЬ НАДЕЛЯЕТСЯ ВО ФРИЗЕ (как и в др. работах художника) БОЖЕСТВЕННЫМ ОРЕОЛОМ, воспринимается как некий безграничный Космос.
МЕЛОДИЧНОСТЬ пронизывает все построение фриза - развитие и смена ритмов, повторы и паузы, мелодический ход линий и ее угловатые обострения, изысканная ритмика и волнообразные очертания фигур.
Новым слово стало соседство золоченых орнаментов и натурных зарисовок, едва намеченных силуэтов и брутально очерченных изображений, линейной обостренности отдельных групп и живописного растворения пространства.
Экспрессия и гротеск уживаются здесь с гармонией и идеальностью, лирика - с апофеозом, знаковость - с рассказом.
Климт уловил нервность наступающего века, обостренность и заторможенность реакций, прорывающееся сквозь бурный поток жизни ощущение человеческого одиночества.
За "через чур" свободными формами и орнаментами трудно разглядеть основную идею Климта, а именно СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К СЧАСТЬЮ - мы видим "воина в доспехах, берущего на себя борьбу страдающего "слабого человечества" против враждебных сил - таковые олицетворяют гигант Тифон, три Горгоны, Болезнь, Безумие, Смерть, Похоть, Распутство, Невоздержанность и гложущая Скорбь.Стремление к счастью находит умиротворение в Поэзии и достигает наивысшего воплощения в открываемой Искусствами Идеальной Державе, в которой мы сможем обрести чистую Радость, чистое Счастье, чистую Любовь" (Климт)
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм