Итак, я в США три года. Первый год я плакала почти каждый день. Я мечтала собрать свои вещи и уехать домой.
Я ненавидела эту страну за чувство одиночества и неустроенности бытовой жизни, за чужой язык. Я боролась с собой и проговаривала мысленно: вот же муж, светит солнце, есть крыша над головой, я сыта, я жду ребенка. И ревела с новой силой.
А потом родился сын. И одномоментно поменялось мое ощущение. Вся Вселенная лежала на моих руках, и хорошо было там, где мы с ним вместе. Началась новая точка отсчета моих отношений с Америкой.
Понемногу я стала разглядывать замечательные вещи вокруг себя. Проступили детали, к которым я уже привыкла и полюбила. Мой маленький мирок становился все больше и больше похож на тот, в котором я жила до переезда. И я стала чувствовать себя в своей тарелке, а главное - безопасно.
Сейчас, через 3 года мысль о возвращении меня пугает. Я больше этого не хочу, и вот почему:
Затраченные силы
Мало что требует такого вложения сил как эмиграция. Я спустила в нее такой колоссальный внутренний ресурс, что уехать отсюда сейчас, когда пройдена половина пути до полного благополучия и принятия, - это просто обесценить саму себя.
Вновь все налаживать
Последнее, чего я сейчас хочу, - это вновь очутиться в неустроенной жизни. Да, в родной стране, но там тоже пришлось бы вновь заниматься поиском жилья, теперь уже с ребенком на руках. Затем поиском приличного детского сада, выклянчивания места там. Затем поиском работы (это, пожалуй, было бы самым простым пунктом для меня).
Все это сопровождалось бы массой сопутствующих проблем: от бюрократических до бытовых. Моральную адаптацию ребенка к другой стране и всему новому тоже никто не отменял. У меня просто нет уже на это ресурса.
Разделение семьи
Мы здесь, потому что этого хотел муж. Он категорически не готов возвращаться на родину. То есть улететь в Москву я могу или вдвоем с ребенком, или одна.
Вариант с ребенком вдвоем неприемлем по двум причинам. Во-первых, мой муж - прекрасный отец и никогда добровольно не отпустит своего сына в другую страну. Во-вторых, опять же мой муж - прекрасный отец, и лишить своего сына такого отца - преступление против своего ребенка. Я считаю, что у человека в доступе должны быть оба родителя всегда, вне зависимости от того, вместе эти родители или порознь.
Улететь одной - это значит просто умереть. Я буду жить в любой стране, в любом месте, лишь бы быть рядом со своим маленьким сыном.
Климат
Я могу язвить на тему калифорнийского лета, но воспоминания о том, как дома я проводила всю зиму возле батареи, еще живы. Я - жуткий мерзляк и болезненно реагирую на холод, климат родных пенатов мне не подходит.
Здоровое общество
Я считаю, что американское общество - не отдельно взятые люди, а среда, взаимодествие между людьми - более здоровое. Я бы хотела, чтобы меня и моего ребенка принимали такими, какие мы есть. Видели наши особенности и с уважением к ним относились. Мой опыт жизни в США говорит о том, что это возможно.
Мой опыт жизни в России говорит о том, что там больше ценится усредненность. Мало терпимости к личным особенностям людей, больше рамок и правил.
Перспективы для сына
Мой ребенок - гражданин Америки. В этой стране для него сейчас открыты все дороги. В зависимости от того, какие у него обнаружатся способности и наклонности, можно будет говорить о сфере обучения и работы. США - страна-трамплин. Взлетать ему или нет, решит сам, но возможность у него для этого будет.
В России с этим сложнее. Сколько ребят семи пядей во лбу вынуждены покидать родину и подаваться в другие уголки мира, чтобы реализовать себя. Какие только палки в колеса у нас не вставляют, госсистема совершенно непригодна для реализации талантов по большей части.
Приходилось ли вам переезжать в другой город или страну? Знакомы ли вам мои ощущения?