Найти тему
ROCK-N-ART

1974 - Четверо на портфеле. Часть 1: "Тхе Беатлес"

Оглавление

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры

Надо вам заметить, что, осознав свои изобразительные таланты к одиннадцати годам, я тренировал их везде, где находилось свободное место: на обложках тетрадей и учебников, на одежде и обуви, даже на парте (прекрасно зная, что это строго карается школьным законом). Но в ряду предметов, удостоившихся чести стать носителями моего искусства особое место занимал портфель.

Портфель в школе начала 70-х гг прошлого века был предметом особенным. По большому счёту это был единственный НЕФОРМЕННЫЙ предмет в облике ученика. Только портфель выдавал индивидуальность в подростке одетом в стандартную серую форму. Портфель носили за девчонками в период гормональных обострений, портфелями дрались, на портфелях сидели, катались с горок зимой, их метали на свою парту через весь класс от самой двери. Потерять портфель было страшнее смерти.

-2

У меня был портфель из мягкого коричневого кожзама, больше похожий на вместительный кошель, чем на твёрдые подтянутые «сидоры» одноклассников. Поэтому, долетая до парты, он размазывался по столешнице, а при особо удачном броске распахивался, изрыгая из чрева учебники и тетради. Но главное в нём было не это, а татуировка в виде дракона, которую я, однажды, нанёс ему на бок шариковой ручкой в приступе художественного недержания.

Портфель и сумка из кожзаменителя с которыми ходили школьники 1970-х гг.
Портфель и сумка из кожзаменителя с которыми ходили школьники 1970-х гг.

Не я один разрисовывал портфели, этим грешили многие, но мой портфель значительно выделялся качеством росписи, и это придало мне некоторую известность среди учеников средней школы №36 города Свердловска. Ничем другим я не могу объяснить то, что именно ко мне на перемене подошёл старшеклассник Вовчик с просьбой разрисовать его портфель. Вероятно, это был самый первый заказ на художественную работу в моей жизни.

- Что нарисовать? – уточнил я, потея ладошками от предвкушения.

- Битлов.

Про битлов я впервые услышал от товарища по парте Димона Федотова. Его мама, Инга Петровна, преподавала студентам УПИ инглиш, и, в силу этого обстоятельства, обладала доступом к самой передовой культурной информации. Димон рассказывал мне, что битлов в ансамбле четверо, а двоих даже называл по фамилиям: Макарти и Стар. Вот и всё, что я знал про битлов к тому моменту, когда жизнь неумолимо столкнула меня с ними, что называется, лицом к лицу.

Дмитрий Федотов и Александр Коротич на линейке последнего звонка исполняют песню "Let It Be". 1977 г.
Дмитрий Федотов и Александр Коротич на линейке последнего звонка исполняют песню "Let It Be". 1977 г.

- Может у тебя фотка есть или картинка из журнала? – Спросил я Вовчика.

Вовчик грустно развёл руками.

- Если была бы, я бы и сам по клеточкам перевёл. Ты же художник: придумай что-нибудь! Если красиво выйдет, я тебе их переписать дам.

Такой шанс упускать было нельзя, и я решил воспользоваться методами Шерлока Холмса.

- Ты хоть раз их видел? – спросил я. - Опиши, а я попробую нарисовать.

- Ну… у них волосы такие… - Вовчик покрутил руками вокруг головы.

- Ну и что. У меня тоже волосы.

- Балда! У них длинные волосы, а у тебя полубокс!

- До пояса?

- Нет. Покороче.

- У всех одинаковые?

- Ну… Нет, вроде. Один такой, покудрявей…

Вовчик Бегунов. Фото 1970-х гг.
Вовчик Бегунов. Фото 1970-х гг.

Я с упорством Холмса продолжал составлять фоторобот:

- Усы есть?

- Есть.

- У всех?

Вовка наморщил лоб и посмотрел вбок, словно стоял у доски, не выучив географию.

- Нет… - Выдавил он, наконец. – У двоих.

- Борода?

- Есть! Борода точно у одного есть. – Встрепенулся Вовчик.

- Особые приметы?

- В смысле?

- Ну, шрамы, увечья. Может нос крючком, или уши торчком?

- У самого у тебя уши торчком! – Обиделся Вовчик. – Они красавцы! Понял?

- Понял. – Вздохнул я и, взяв Вовчиков портфель (а вернее и не портфель даже, а модную сумку с молнией на длинном ремне) пошёл выполнять заказ.

Шариковые ручки СССР
Шариковые ручки СССР

Весь вечер я рисовал эскизы, так и этак располагая 4 волосатые головы. Получалось ничего, только одна мысль меня тревожила: уж больно все рожи у них были одинаковые. «Надо что-то придумать!» - решил я, и на свой страх и риск закрыл пол-лица одному из усачей большущими тёмными очками. Получилось круто! К утру произведение было выполнено на боку сумки чёрной шариковой ручкой в лучших традициях трафаретного стиля.

Вовчик ждал меня на большой перемене с бобиной магнитофонной плёнки в руках. Причём, он был окружён кучкой любопытных одноклассников, решивших полюбоваться на вовчикову сумку.

«Сейчас увидят очки и засмеют, а то и побить могут!» - струхнул я.

Но вопреки всем моим опасениям портрет битлов вызвал у Вовчика бурю восторга, а у его однокассников завистливые взгляды.

- Понтово! – Похвалил меня вовчиков одноклассник, Вован.

- Слушай, а про очки-то ты как догадался? – Удивлялся Вовчик. – У одного-то ведь точно есть очки! Только не у этого, а у того. Но это неважно. Классно сработал, Шишкин. Держи – заслужил.

И он протянул мне магнитофонную бобину.

- Тут с одной стороны битлы, а с другой стороны другой ансамбль. Не знаю, как называется, но тоже классно играют.

Магнитофонная приставка "НОТА"
Магнитофонная приставка "НОТА"

Мы с Димоном еле дождались конца уроков и помчались ко мне домой. Установив трясущимися от нетерпения руками бобину на отцовскую «Ноту», мы нажали кнопку «старт» и приготовились к знакомству с самым знаменитым ансамблем мира.

Все наши ожидания с лихвой оправдались. Барабаны били по нашим барабанным перепонкам, гитары жужжали, а голос певца то и дело срывался на громкий хрип. Мне показалось, что даже отцовская «Нота», которая до сего дня проигрывала в основном Клавдию Шульженко и французский шансон, была потрясена услышанным.

Димону слёту понравилась одна песня, которую он лихо перевёл как «Путешествующий Бен». А мне врезалась в голову другая – бодрая и заводная с припевом: «Ууби-дуби! Ууби-дуби! Ууби-дуби! Ууби-дуби!». В общем, всё очень понравилось кроме одной занудной песни, которую Димон перевёл как «Бегство в джунгли». Мы несколько раз отматывали бобину назад и заводили битлов с начала.

- А что на другой стороне? – Спросил Димон.

- Какой-то другой ансамбль. Вовчик даже сам не знает, как он называется.

Мы перевернули бобину. Прослушав несколько песен, мы с Димоном загрустили. Нет, песни-то были красивые. Особенно медляки. Их пел хор парней сладкими кошачьими голосами. От песен непонятно щекотало в груди, в точности так же как щекотало, когда я думал о Любаше с соседней парты. Только вот не было в них той ударной силы, напора, отвяза, хулиганства, что-ли. Чего уж там говорить, до хриплых битлов этим парням было далеко!

- Под такую музыку разве что с девчонками обжиматься. – Вынес беспощадный приговор Димон.

Я с ним целиком и полностью согласился.

-8

Время всё расставило на свои места.

Мы с Димоном не только научились различать Битлз и Криденс, но и стали кончеными меломанами. Мы горячо любили Криденс, но обжиматься с девчонками всегда предпочитали под Битлз. А что до вовкиного портфеля, то после этого случая все пацаны из старших классов средней школы №36 города Свердловска со своими портфелями выстроилась ко мне в очередь. Я научился с закрытыми глазами рисовать коллективный портрет любимого ансамбля в полном соответствии с каноническими ликами обложки «Лет Ит Би». И подписывал изображение уже грамотно, как и полагается: «Тхе Беатлес».

А Вовчик с Вованом потом создали группу Чайф, и стали знаменитыми рок-музыкантами.

А. Коротич. Коллективный портрет группы Чайф для сайта группы. Шариковая ручка. 2010 г.
А. Коротич. Коллективный портрет группы Чайф для сайта группы. Шариковая ручка. 2010 г.
P. S. Однажды мне приснился сон про то, как мы с Джоном, Полом, Джорджем и Ринго сидим в столовой, так, запросто. Я зачем-то рассказываю им эту историю про портрет на портфеле. Они смеются и хлопают меня по плечу, мол, Шурик, всё ништяк! Я тоже улыбаюсь им в ответ. Так и проснулся с глупой улыбкой на лице и ощущением абсолютного счастья. Сон прошёл, а счастье осталось. Вот оно - стоит на полке, скромно поблёскивая тонкими потёртыми корешками.
Жалко Бетховена. Не дожил он до битлов.
2016 г. - 42 года спустя после описываемых событий в гримёрке группы Чайф после концерта. В. Шахрин, С. Двинин, А. Коротич, В. Бегунов. Фото И. Верещагина
2016 г. - 42 года спустя после описываемых событий в гримёрке группы Чайф после концерта. В. Шахрин, С. Двинин, А. Коротич, В. Бегунов. Фото И. Верещагина
Шурик и Вовчик. 2016 г. Фото И. Верещагина
Шурик и Вовчик. 2016 г. Фото И. Верещагина

(Продолжение следует).

Читать на ту же тему: 1976 - Как я не стал рок-звездой

Начало всего читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART