Хоздоговорной отряд Новгородской экспедиции ИА РАН продолжил
исследования в Великом Новгороде.
Козмодемьянский 3 раскоп заложен в историческом центре города,
на территории Неревского конца Великого Новгорода, на месте строительства пристройки к служебному зданию УФСБ России по Новгородской области.
Общая площадь раскопа составила ок. 1000 кв. м при мощности куль‑
турного слоя до 3,5 м. Культурный слой исследован до сер. XIV в. Раскоп
назван по средневековой Козмодемьянской улице, изученной в сев. части объекта. Хорошо сохранилась усадебная планировка одного из ярусов застройки XIV в. Вход на усадьбу был выгорожен частоколом.
В слоях XIV в. прослежены следы различных ремесел. Хорошо представлено бронзолитейное производство: здесь изготовляли украшения (перстни, накладки), нательные кресты и пр.
Судя по значительной концентрации статусных находок (4 берестяные грамоты 1077–1080, монеты, 4 вислые свинцовые печати), можно заключить, что на исследуемой территории проживали зажиточные
люди, имевшие отношение к торговле и властным городским структурам.
В слоях XIV в. обнаружены фрагменты берестяной грамоты 1077 – черновика завещания некоего Афанаса, где перечисляются должники и долги его самого.
В число вислых свинцовых печатей входят печати новгородских архиепископов и их наместников XIV в., а также государственные печати
Великого Новгорода XIV–XV вв.
Раскоп на ул. Троицкая (Троицкий, 16) заложен в центре Людина конца Великого Новгорода на месте строительства жилого дома. В 15 м к С от раскопа располагалась несохранившаяся до наших дней ц. Воздвижения Креста Господня на Воздвиженской улице (1194 г.).
Общая площадь раскопа составила 120 кв. м при толщине культурного слоя до 5 м.
В 2016 г. исследованы слои 2‑й пол. XII – XX в. общей мощностью 3 м.
В слоях 2‑й пол. XII в. прослежены части трех усадеб, примыкающих
к Пробойной и Воздвиженской улицам. Хозяйственные и жилые постройки на усадьбах примыкали к оградам, образуя внутренний двор со следами мощения. На одной усадьбе, примыкающей к Пробойной улице, обнаружено несколько десятков свинцовых пломб.
В нач. XIII в. прослежено запустение изучаемого участка, связанное,
вероятно, с мором 1216 г.
Усадебная застройка исчезла. Лишь во 2‑й пол. XIII в. здесь вновь возникло усадебное деление и начали возводиться сооружения. В раскоп вошли только внутренние части четырех выгороженных частоколом наделов. Прослежена плотная застройка жилыми и хозяйственными домами.
В слоях XIV в. прослежены следы различных ремесел, в том числе
бронзолитейное производство. В слое 2‑й пол. XIV в. обнаружена берестяная грамота 1090 – третья новгородская грамота, написанная чернилами.
Слои XV в. прорезаны могильными ямами кладбища, расположенного возле ц. Воздвижения Креста Господня на Воздвиженской улице.
Погребенные лежали в гробах или были перекрыты слоями бересты.
Раскоп на ул. Воздвиженская (Воздвиженский, 9) заложен в центре Людина конца Великого Новгорода на месте строительства жилого
дома.
В 8 м к Ю находится Власьевский 2 раскоп, где в 2011 г. на площади 440 кв. м исследованы части четырех усадеб XI–XV вв., примыкающих к Воздвиженской и Лукинской средневековым улицам [Гайдуков, Олейников, 2012, с. 20–21]. Общая площадь раскопа составила 300 кв. м при толщине культурного слоя до 3 м. В 2016 г. исследованы слои 2‑й пол. XII – XX в. общей мощностью 2 м.
В слоях 2‑й пол. XII в. на исследуемом участке прослежены части трех усадеб, примыкающих к Воздвиженской улице, мостовая которой
вошла в раскоп. Ранее считалось, что средневековая Воздвиженская улица проходит по трассе современной одноименной улицы.
Прослеженные хозяйственные и жилые постройки на усадьбах примыкали к оградам, образуя внутренний двор со следами мощения. В огородном слое, пере‑ мешавшем слои кон. XII в., обнаружена серебряная орнаментированная подвеска, покрытая золотом с помощью амальгамы (рис. 8).
В нач. XIII в. прослежено запустение изучаемого участка, связанное, вероятно, с мором 1216 г. Усадебная застройка исчезла.
Лишь в кон. XIII в. на исследуемой территории Людина конца по старой трассе Воздвиженской улицы был проложен новый деревянный настил из плах длиной 4 м, а на примыкающей территории вновь возникло усадебное деление и начали возводиться сооружения. Прослежена плотная застройка жилыми и хозяйственными домами. В раскоп вошел переулок, отходящий от Воздвиженской улицы на С и доходящий, возможно, до Редятиной улицы. Обнаружено два яруса мощения этого переулка.
Из слоя кон. XIII в. происходит нательная иконка из белого металла с изображением Никиты, побивающего беса (рис. 9).
О торговых связях жителей Новгорода свидетельствуют западноевропейские товарные свинцовые пломбы, которыми запечатывали куски материи (4 пломбы) и фрагменты крышек дубовых бочек с вырезанными на них знаками собственности (Hausmarke, Hofmarke).
В бочках в Новгород доставляли различные товары: селедку, вино, медный лом.
Купеческие знаки, принадлежащие конкретным фамилиям, появились в Любеке в кон. XIII в.
К импортным вещам XIII в. относятся также фрагменты византийских стеклянных браслетов.
На территории усадебного комплекса, вошедшего в раскоп, обнаружен
полный комплекс бронзолитейного производства XIV в.: тигли, металлические выплески, литейный брак, литейные формы. В слоях XIV – нач. XV в. обнаружено 5 вислых свинцовых печатей: анонимных булл новгородских владычных наместников и государственных печатей Великого Новгорода.
Раскоп на Никитином пер. (Никитин, 7) заложен в центре Плотницкого конца Великого Новгорода на месте строительства жилого дома.
Общая площадь раскопа составила 450 кв.м. Мощность культурных отложений, датируемых XI–XX вв., составила 3 м. Начало освоения исследуемой территории связано с добычей глины для изготовления керамических сосудов. В юж. части раскопа в материке прослежено множество ям, возникших в результате этих выработок.
Предварительная датировка этого периода – 1‑я пол. XI в.
Во 2‑й пол. XI в. произошло деление изучаемого района Новгорода
на усадьбы, которые были выгорожены частоколами. Прослежено четыре надела, примыкающих к Никитиной и Маницыной улицам. Никитина улица проходила в этот период в 20 м к Ю от раскопа, имела направление с З на В. Началу жилищного освоения исследуемой части Плотницкого конца предшествовала попытка сооружения колодца. В СЗ части раскопа прослежена яма округлой формы диаметром 2 м, углубленная в материковую глину на 3,5 м. Данная попытка поиска водоносного слоя не увенчалась успехом, и вырытая яма была в то же время засыпана вынутой глиной.
На прослеженных усадьбах раннего периода, примыкающих к Никитиной улице, располагались мастерские по изготовлению деревянной посуды. Обнаружены отходы этого производства, в том числе более 1000 бобышек – остатков центровых цилиндров, на которые на токарном станке закреплялись сосуды на заключительном этапе их изготовления, и несколько деревянных баклуш, приготовленных для вырезания из них ложек и ковшей. Все ямы, вырытые в предыдущий период, были заполнены этими отходами.
В слоях 2‑й пол. XI в. обнаружены целые и бракованные деревянные миски, ложки, ковши, ручки ковшей.
Здесь же обнаружена печать Святополка Изяславича (1078–1088 гг.).
В слоях 2‑й пол. XII в. прослежены части четырех усадеб, примыкающих к Никитиной и Маницыной улицам. Границы этих наделов изменились по сравнению с первоначальным межеванием. Хозяйственные и жилые постройки на усадьбах примыкали к оградам. Среди находок этого периода следует отметить одностороннюю нательную иконку белого металла с рельефным изображением архангела Михаила (рис. 10).
Сфрагистические находки представлены 32 пломбами и тремя княжескими печатями, две из которых, оттиснутые одной парой матриц,
принадлежат князю Святославу Ростиславичу (в Новгороде: 1158–1160,
1161–1167 гг.).
В нач. XIII в. прослежено запустение изучаемого участка, связанное,
вероятно, с мором 1216 г. Усадебная застройка исчезла. Лишь в кон. XIII в. на исследуемой территории Плотницкого конца вновь возникло усадебное деление. Прослежена плотная застройка жилыми и хозяйственными строениями внутренних частей трех наделов. Здесь обнаружен полный комплекс бронзолитейного производства XIV в.: тигли, металлические выплески, литейный брак, литейные формы.
В слоях XIV–XV вв. найдены 7 западноевропейских товарных свинцовых пломб и 10 свинцовых печатей. В их числе буллы новгородских
архиепископов и их наместников, государственные печати Великого Новгорода, а также печати представителей городской администрации.
Раскоп Посольский 2016 заложен в юж. части Славенского конца Великого Новгорода на месте строительства жилого дома. Общая площадь раскопа составила 64 кв. м, исследованы слои 2‑й пол. XII – XX в. общей мощностью 3 м. В слоях 2‑й пол. XII в. на исследуемом участке изучены части двух усадеб, примыкающих к двум улицам.
В нач. XIII в. прослежено запустение изучаемого участка, связанное, вероятно, с мором 1216 г. Усадебная застройка исчезла, и только в сер. XIII в. здесь вновь возникло усадебное деление и начали возводиться сооружения. В раскоп вошли внутренние части двух выгороженных частоколом наделов. Прослежена плотная застройка жилыми и хозяйственными домами. Возле одного большого жилого дома обнаружено ожерелье из стеклянных бусин, семи монетовидных подвесок с изображением «процветшего креста в круге» и двух крестовидных подвесок из олова. Рядом найдены два фрагмента берестяной грамоты 1089.
В слоях XIII–XIV вв. прослежены следы различных ремесел, основным из которых было изготовление заклепок из листовой меди, вырезанной из лома медных сосудов. Обнаружены как сами заклепки, так и несколько сот медных пластин, приготовленных для их изготовления. Среди медного лома находился фрагмент металлического зеркала вост. типа, изготовленного из халькопирита. В слое нач. XIV в. обнаружена свинцовая печать новгородского архиепископа Давида (1309–1325 гг.).
Гайдуков П. Г., Олейников О. М., 2012. Археологические исследования на Софийской стороне Великого Новгорода в 2011 г. // ННЗ. Материалы науч. конф., посвященной 1150‑летию российской государственности / Отв. ред. В. Л. Янин. С. 16–21.