Найти тему
Виктор Сапожников

Не просто здрасьте - до свидания. С. Фарада

Во введении в тему под названием «Не просто здрасьте - до свидания», я объяснил, с чем связано мое желание описать мои неожиданные встречи с людьми, которые я позволю себе отнести к разряду великих.
Великих, исключительно, в моем представлении. 
Вы, конечно, можете возражать, если угодно.
Но уверяю Вас,  это никоим образом не изменит моей оценки этих людей.

И Семена Львовича Фараду, имя которого известно, пожалуй, всем россиянам я, несомненно, должен по многим причинам отнести к великим людям.

Итак, дружок, сядь поудобнее и приготовься слушать.
Удивились?
Это я вспомнил незабвенного Ираклия Андроникова, который обычно этой фразой начинал рассказывать разные сказки и истории.

А начну, как всегда, издалека.
И начну не с утверждения, а с вопроса.
Вы когда – нибудь слышали слово «Ярополец»?
Нет, не довелось? Не беда!

-2

Я и сам был в таком же положении.
Сегодня же погуглив, вы сможете моментально узнать, что это село в Волоколамском районе Московской области.
Позволю себе процитировать всего одно нейтральное предложение из Википедии:
«Расположено на правом крутом берегу реки Ламы … в 13 км к северо-западу от центра города  Волоколамска по прямой и в 16 км по автодороге, в 21 км по автодороге от железнодорожной станции Волоколамск»

Население села небольшое. Сегодня около 1 300 человек.
А в конце 80 – ых предыдущего столетия, когда мне довелось там побывать, было по оценкам  850 - 900 человек.
Предвижу вопрос, чем же так знаменито это село?

-3

Еще не забыли русскую народную пословицу: «Мал золотник, да дорог!»
Ее в полной мере можно отнести к селу Ярополец.

Если начнете читать в той же Вики про это село, изрядно удивитесь его богатейшей истории, да всё про графьёв, да, князьев.
Правда, их перечисление для нас, потомков черни и холопов, выходцев из советской власти, из «государства рабочих и крестьян», честно говоря, по барабану!

Нас скорее может интересовать история нынешних российских графьёв и, князьёв.
Догадываетесь, почему я взял в кавычки название государства, которое нам с детства внушали те, кого отнести к рабочим и крестьянам можно было с очень большой натяжкой?

Поэтому ниже я упомяну только те сведения, которые стали мне известны во время посещения села в 1988г.
Как бы штрих – пунктирная история села, оставшаяся в памяти.

14 ноября 1920 года в Ярополец приезжали Ленин и Крупская. в связи с открытием в расположенной в 7 км от Яропольца деревне Кашино первой сельской дизельной электростанции, давшей поэтому впоследствии понятие «Лампочка Ильича».

-4

А еще в Яропольце находится имение жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны Гончаровой, сегодня исполняющий функцию Дома отдыха.
Имущественный комплекс имения весь изготовленный из красного кирпича производит впечатление древнего замка.
Сам Пушкин бывал в этом имении дважды в августе 1833 года и в октябре 1834, навещая тещу проездом.

Советская власть не удосужилась сохранить имение Гончаровых. Что делать, извечная проблема – нет денег.
Для крестьян Яропольца и окрестных сел здания имения служили источником строительного материала – красного кирпича. Сколько унесешь!
Свою долю в разрушение имения добавила и война 1941 – 1945 г.

-5

Интересно, что в 1957 году в Яропольце снимался замечательный известный советский фильм "На графских развалинах" по мотивам одноимённой повести Аркадия Гайдара.

В 1959 году разрушенные войной усадьба Гончаровых передана в ведение МАИ для восстановления с целью организации дома отдыха для студентов и преподавателей.
Надо сказать – правильное решение.

На восстановление потребовалось почти 20 лет. Средства не позволяли сделать это быстрее.

Забыл упомянуть, что одним из зданий имения Гончаровых, была Церковь. В  советское время она была общежитием, затем клубом дома отдыха МАИ.
Кстати, в то время, о котором идет речь, название церкви не было известно ни студентам, ни аспирантам, ни профессорам МАИ.
Сооружение считалось просто церковью при усадьбе Гончаровых.

Почему я упомянул про церковь?
Только потому, что ее здание, восстановленное и превращенное стараниями студентов, аспирантов и профессорско – преподавательским составом МАИ в конференц – зал, явилось одним из главных действующих лиц сюжета, о котором речь пойдет ниже.

На этом описание прелестей Яропольца завершаю.
Это было всего лишь введение в тему!

Скажу честно, в моем лексиконе до 1988 г. слово «Ярополец» не существовало и попало в него неожиданно.

Летом 1988 года под эгидой Госкомитета СМ СССР по науке и технике и по инициативе МАИ, а точнее кафедры, возглавляемой Василием Павловичем Мишиным, тем самым, который сменил С.П. Королева на посту Генерального конструктора советской космической программы, намечалось проведение очередного Всесоюзного научного семинара «Обратные задачи и идентификация процессов теплообмена».

Ваш покорный слуга в числе других был приглашен сделать доклад на семинаре.
Кстати, он оказался единственным представителем промышленности на этом семинаре, все остальные докладчики были представителями разнообразных научных коллективов, преимущественно из Украины, Прибалтики и РСФСР.

Вы не знаете, что такое «обратные задачи теплообмена».
Не беда!
Постараюсь вкратце объяснить, не прибегая к научной терминологии.

Если вы воздействуете источником тепла, неважно какой природы на некое тело, то всегда, зная характер источника тепла, можете расчетным путем, пусть это будет, не пугайтесь, уравнение Пуассона, вычислить температуру и поверхности, и внутренности, «мяса», тела.

Обратная задача заключается в том, что по заданной или измеренной с некоторой, заранее неизвестной погрешности температуры тела определить характер теплового воздействия на тело и его изменения во времени.

Т.е. обратной задачей называют определение причины по наблюдаемому следствию.
В математике подобные задачи называют некорректными.

Сегодня, когда волею случая мне пришлось углубиться в историю, я понимаю, что профессиональным историкам приходится постоянно решать обратные исторические задачи, устанавливая причинно – следственную связь между наблюдаемыми событиями и вероятными фактами – воздействиями, предшествующими этим историческим событиям.

И установление причин воздействия по мере удаления вглубь веков  трудно выявить однозначно, да иногда и просто выявить.

Про крестоносцев, думаю, все слышали.
Но возникает вопрос, что их заставило отправиться в такую даль, на Ближний Восток, с целью уничтожения сарацинов, которые не сделали ничего плохого крестоносцам.
Что, дома не было никаких дел?

Надеюсь, мои объяснения понятны.

И не могу не сказать и про врачей в обязанности которых входит, выражаясь фигурально, профессиональное ежедневное решение обратных задач.
Судите сами. Вы приходите к врачу с больной поясницей, а вам говорят, что у вас проблемы с кишечником.

Или, горло промочишь – ноги болят, а ноги промочишь – горло болит.

У меня  есть давний приятель, хирург, завотделением.
Я ему говорю, мол, как ты ухитрился подцепить инфаркт, спокойная работа. Приехал на место, проверил врачей и сиди, пей кофе.
А он мне: «Вот смотрю я на очередного больного. У меня всего пара минут, чтобы понять, чем он болен, и еще пара минут, чтобы понять, что с ним делать."

Возвращаюсь в Ярополец!

Многодневное проведение семинара предполагалось в здании МАИ на Соколе.
Каково же было удивление участников, явившихся на семинар и  столпившихся в фойе института, когда было объявлено, что семинар состоится вне Москвы в Волоколамском районе: «Вон видите, вас уже ждут комфортабельные туристические автобусы, так как ехать около трех часов!»
Вот те на, не было ни гроша, и вдруг алтын!
Именно тогда я впервые услышал название населенного пункта – цель нашего перемещения из Москвы.

Полагаю, что никто и не возражал против такого неожиданного подарка.
Сегодня я в состоянии сравнить этот вояж с неожиданным перемещением вместо туристической базы  на той же Волге, в Турцию, в отель где-нибудь в Алании!

Не стану далее подробно описывать ни место пребывания – имение Гончаровых, превращенное маёвцами в комфортабельную базу отдыха, ни проведение семинара.

Скажу только, что на первое пленарное заседание в конференц – зале, состоявшееся на следующий день, помните, я писал выше о том, что это было здание бывшей церкви, съехалась масса академиков, членов – корреспондентов и генеральных конструктов, по секрету скажу свое мнение, наверное, чтобы уважить В.П. Мишина - организатора действа.

После окончания ежедневных секционных заседаний, около 14 часов, начиналась культурная программа, к радости всех участников.

Культурная программа выполняла две функции, первым из которых следует признать формирование единого идейного научного коллектива путем перекрестного опыления. Пардон, знакомства.
А вторая, очевидная, заставить ученых, задумчиво блуждающих среди формул, функций и графиков очнуться и познать еще не познанное.

После обеда, если надо было познавать мир не пешим путем, подавались автобусы и практически все отправлялись в средневековый монастырь, стоящий неподалеку от Волоколамска.

Или посещали реконструированную первую  ГЭС, как Ленин с Крупской.
Или обозревали графские развалины - место съемки известного фильма. Причем обзор развалин сопровождался россказнями экскурсовода пересказывающего нам известные мифы и средневековые сплетни про взаимоотношения царицы и Орлова, да и других фаворитов царицы. 

А самым значимым событием культурной программы я считаю приезд и выступление С.Фарады в предпоследний день пребывания в Яропольце. Сразу скажу с позиции сегодняшнего знания, что выбор этого артиста попал в точку, оказался безошибочным, по причине, которая станет понятна ниже.

В конференц – зале собралось более сотни человек.
Фарада вышел на сцену.
Обычный человек без флера юмористичности.
Обратился к присутствующим с небольшой речью, начавшейся так (воспроизвожу по памяти, не обессудьте):
«Уважаемые коллеги. Рад приветствовать участников Всесоюзного научного семинара «Обратные задачи и идентификация процессов теплообмена».».

После этих слов народ интенсивно захлопал, искренне удивляясь словам артиста - надо же, артист, а какие слова знает, использует профессиональную терминологию!

Но аплодисменты были прерваны самим С.Фарадой со словами: «А чего вы удивляетесь, я окончил факультет турбостроения Бауманки и после окончания 7 лет работал главным инженером главка в министерстве».

После этого рассказал о своей работе в кино и в театре на Таганке.
А потом начались вопросы. Добро бы только про театральную деятельность.

Но мы же знаем, что ученый люд о себе любимом, увы не всегда обремененным культурой и тактом, о своем уме, очень высокого мнения.

Как говорил наш ныне уже покойный начальник ОКБ – большой оригинал, когда он был еще кандидатом наук: «Не говорите мне про кандидатов наук. Они все - дураки. Точно знаю. Сам кандидат!»

И этот ученый люд, представляющий разные советские республики,  вместо обсуждения творческих проблем, перешел к вопросам типа подглядывания в замочную скважину или чтения чужих писем и, как всегда среди неумных и малокультурных людей, скатился до обсуждения этнических проблем, всегда болезненных в СССР, народ которого, мягко говоря, никогда не был замечен в толерантности.

Именно малокультурных а не малообразованных.
Помните «До третьих петухов» В.Шукшина, когда черт предлагает Ване принести справку, что он умный. А Ваня переспрашивает: «Диплом, что ли?»

И тут я понял, что необходимо взять ситуацию в свои руки – я иногда бываю наглым.
Я сидел на первом ряду и стал задавать лектору вопросы, которые никак не влияют на мою жизнь, но которые любят творческие люди, вопросы такого типа.

Как вы считаете, кто Ваш зритель?
Готовитесь ли вы к выступлению перед творческими встречами.
Какую аудиторию количественно Вы считаете для Вас оптимальной?
Можете ли Вы изменять произносимый текст, не согласовывая с режиссером?
И т.п.

Полагаю, Фарада верно оценил мотивы моего поступка.
Когда он закончил выступление,  и мы с ним в курилке, хотя я тогда уже не курил 10 лет, оказались нос к носу, он попросил меня представиться и немного рассказать о себе.
А собственно, чего скрывать, рассказал, что я живу в другом городе, что работаю в авиационной промышленности, что в Москве бываю довольно часто.

После чего Семен Львович написал на сигаретной пачке свой домашний телефон и сказал, что я могу звонить по нему, в любое время, когда буду в Москве.

И что в кассе театра на Таганке на его имя всегда будут для меня лежать контрамарки на 2-х человек для посещения любого из спектаклей.
Я пару раз воспользовался этими контрамарками, даже не столько для просмотра спектаклей, сколько как предлог для разговора с Семеном Львовичем.

-6

азговора так, ни о чем, общий треп.
И по продолжительности, несомненно, приятного для меня разговора, я понимал, что и для С.Л. разговор с благодарным понимающим  зрителем, не стыжусь этого, я умею подобрать нужные и приятные собеседнику слова, был приятен.

Но удивительный парадокс.
Каждый раз, прибыв в Москву и горя желанием посетить театр, я прозванивался своим московским родственникам, друзьям и знакомым, чтобы найти пару для посещения, и ни разу, повторяю - ни разу, я не нашел себе партнера.

А ведь в то время на рубеже 80 – х  и  90 – х все москвичи позиционировали себя заядлыми театралами, способными выстаивать длинные очереди за билетами и часами рассказывать нам провинциалам о той или иной театральной постановке, прицокивая языком.

Сегодня я осознаю причину этого.
Это бесплатность, увы!
То, что бесплатно никогда и нигде не ценится!
И это касается не только билетов в театр!

Согласны?