Нужно заметить, что в современном иудаизме нет никакой центральной власти, и сторонники реформистского или консервативного течений не обратят внимание на постановления раввинов из ортодоксальной общины. Поэтому такой вопрос более-менее сводится к тому, а что каждый отдельный еврей думает об этом?
Еврейская идентичность обычно определяется через этническую принадлежность. Опросы общественного мнения показали, что большинство людей считают, что быть евреем – это прежде всего вопрос происхождения и культуры, а не вопрос религии. Многие, но не все современные евреи, если они когда-нибудь задумывались об историческом Иисусе, увидят в нем представителя еврейского народа; учителя (сейчас было бы правильнее говорить – раввин, но Иисус жил до появления раввинского иудаизма); и реформатора, который боролся с авторитетом храмовых священников и вызвал их гнев за желание вернуть религии ее прежний дух, но не букву. Поэтому его можно назвать религиозным и политическим деятелем, который нашел плохой конец, противостоя вышестоящим священникам иудейской веры.
В годы, последовавшие за разрушением римлянами Второго храма и Иерусалима в 70 году н. э., еврейский народ был изгнан со своей родины, после чего стал жить в виде диаспоры. Одним из главных событий этой эпохи было разделение иудейское религии на раввинский иудаизм и раннее христианство. Те, кого мы теперь называем ранними христианами, в основном, были евреями по национальности, но считали себя последователями учения Иисуса, продолжая при этом традиции еврейского народа. Лишь много позже апостол Павел разделил два учения одного корня и создал новое сознание.
Это разделение идет до сих пор, и каждая из сторон не преминет упрекнуть своих оппонентов в ереси. Когда христианство стало официальной религией Римской империи, между двумя конфессиями возникло соперничество и стали обычными антиеврейские настроения. Раввины той эпохи отвечали, чем могли, но тоже предпочитали обострять отношения между иудаизмом и христианством. Их общее мнение хорошо выражает израильский ортодоксальный раввин Эйтан Багдади который говорит, что согласно Талмуду, Иисус считается лжепророком и будет наказан. Но Талмуд не обладает таким же авторитетом среди других иудейских течений.
И тем не менее, учитывая, как из-за христиан исторически настрадался еврейский народ, многие его нынешние представители будут произносить зажигательные речи, которые в лучшем случае можно будет свести к следующему: Иисус был средней руки пророком (но с прекрасным отделом по связям с общественностью!), которыми была полна Иудея начала нашей эры, он пошел поперек власти и был распят за это римлянами, а его ученики основали христианство.
Если перевести это на более простой язык и перейти в плоскость религиозных правил, то с точки зрения иудаизма Йехошуа бен Йосиф не был мессией, сыном Божьим или частью троицы, ведь почитание человека осуждается, как вид идолопоклонства. Он считал себя евреем, жил как еврей и ушел из жизни как еврей, но поскольку иудеи не знают понятия «первородного греха», эта жертва была напрасной.
Поэтому Иисус считается лишь одним из многих людей, которые утверждали, что являются мессией. Но это не так, судите сами: перед приходом Спасителя будет много знамений – век мира, знание Божие, распространившееся по всей планете и т.д., но Иисус ушел раньше, чем успел выполнить большинство из этих требований. К тому же, он публично нарушил субботу и отменил Тору, хотя в одном из стихов Второзакония сам Господь говорит, что к ней нельзя ничего прибавить и нельзя ничего убавить.
Поэтому даже кто-то из моих подписчиков сказал, что он был еврей-смутьян, который мутил народ и добился собственного осуждения. Вот примерно такое у евреев мнение насчет этой личности.